Кондиционер металла для двигателя: что это такое, плюсы и минусы

Что такое кондиционеры металла и как правильно их применять?

Кондиционер металла для двигателя: что это такое, плюсы и минусы

Впервые термин «кондиционер» (от английского «condition» – условие, состояние) был употреблен еще в 1815 г. Именно тогда француз Жан Шабаннес получил британский патент на метод «кондиционирования воздуха и регулирования температуры в жилищах и других зданиях».

Однако только в 1902 г. американский инженер – изобретатель Уиллис Карриер собрал первую промышленную холодильную машину для типографии Бруклина в Нью-Йорке.

Самое любопытное, что первый кондиционер предназначался не для создания прохлады работникам, а для борьбы с влажностью, ухудшавшей качество печати.

Слово «кондиционер» по отношению к устройству для поддержания нужной температуры и влажности в помещении, вообще прижилось только у нас в стране.

Фактически это фрагмент словосочетания air – condition, что в переводе с английского означает «состояние воздуха».

В дальнейшем слово кондиционер стало применяться в других отраслях, например «кондиционер волос», «кондиционер белья», «кондиционер металла» и т.д.

Собственно, смысл словосочетания «кондиционер поверхности» применительно к автохимии можно интерпретировать, как препарат и механизм воздействия на процессы трения и изнашивания, позволяющие восстановить антифрикционные и противоизносные свойства, а также химический состав (состояние) поверхностей трения, посредством доставки необходимых компонентов (среды или энергии) за счет введения химически активных веществ.

Первым на отечественном рынке автохимии появился антифрикционный кондиционер металла «Energy release» («освобождающий энергию»), разработанный в рамках абсолютно закрытой программы по созданию самолета-невидимки «Stelth». Он был создан специально для турбин реактивных двигателей и других узлов и механизмов, работающих в сверхтяжелых условиях, когда обычные смазочные материалы не обеспечивали необходимых свойств.

Затем был разработан аналогичный отечественный препарат – кондиционер металла «Fenom», который был удостоен множества российских и международных наград самого высокого уровня. На основе подобных принципов в дальнейшем был создан еще ряд кондиционеров и рекондиционеров металла и поверхности.

Наука не стоит на месте, и в новом веке был разработан и выведен на рынок автохимии кондиционер металла второго поколения «SMT2», обладающий по данным фирмы-производителя более высокими трибологическими свойствами.

Механизм защитного (восстановительного) действия кондиционеров металла, входящих в состав масляных препаратов автохимии, основан на физической адсорбции, хемосорбции и химическом взаимодействии поверхностно-активных веществ с поверхностями трения.

В момент начала перегрузки (возникновения граничного трения), масляный слой может не в полной мере защищать трущиеся поверхности от непосредственного контакта микрошероховатостей, что приводит к их микросхватыванию и разогреву. Вот тогда то и начинает работать кондиционер, находящийся в масле, образуя хемосорбированные и адсорбированные защитные слои.

Механизм физической адсорбции заключается в том, что полярные молекулы кондиционера удерживаются на трущихся поверхностях силами Ван-дер-Ваальса, образуя достаточно прочные перпендикулярно расположенные к трущимся поверхностям слои, способные выдерживать высокие нормальные нагрузки и имеющие низкое сопротивление к действию касательных напряжений. Хемосорбция основана на удержании на поверхности металла молекул кондиционера химическими связями, при этом атомы металла не покидают свою кристаллическую решетку и не вступают в химические реакции. В результате чего на поверхностях трения образуются молекулярные пленки физического (адсорбция), химического (хемосорбция) строения, а также ряд химических соединений. Физическая адсорбция и хемосорбция протекают практически одновременно. Например, адсорбция жирных кислот при нормальных температурах носит в основном физический характер, а при высоких температурах – химический.

Так кондиционеры поверхности с одной стороны, за счет физической адсорбции способны образовывать на смазываемых поверхностях достаточно прочные слои ориентированных молекул смазочного материала, работающих при низких температурах.

С другой стороны, в результате хемосорбции, за счет образования в смазочном материале активных ионов, опережая процессы схватывания, на поверхностях трения образуются устойчивые пленки, а в смазочном материале маслорастворимые или твердые химические соединения.

Большая скорость их образования обеспечивает быстрое восстановление таких пленок в местах разрушения граничного слоя базового смазочного материала, обеспечивая защитный режим трения во фрикционном контакте вплоть до температуры плавления.

Образовавшиеся адсорбированные, хемосорбированные структуры и химические соединения на поверхностях трения, обладающие относительно высокой прочностью и стойкостью, защищают их от непосредственного механического и теплового контакта, препятствуют взаимной адгезии поверхностей.

Ставить вопрос о том, какой из этих препаратов лучше или хуже – это несколько не корректно. Они основаны на одних и тех же физических принципах, имеют частично родственный химический состав и сопоставимые эксплуатационные свойства.

Вопросы эффективного применения кондиционеров металла, да и других препаратов автохимии, несомненно, актуальны и требуют постоянного исследования, так как появляются новые смазочные и конструкционные материалы в автомобильной промышленности, различные технологические решения и т. д.

Поэтому, как я уже отмечал, наша компания постоянно находится в научном и техническом поиске оптимальных решений по самому эффективному применению, как уже известных препаратов, так и разработке новых препаратов с уникальными свойствами.

Для выработки конкретных индивидуальных рекомендаций по особенностям применения каждого из этих препаратов (пар трения, агрегатов или даже видов и марок транспортной техники и различного оборудования) в настоящее время нами проводятся соответствующие трибологические исследования, результаты которых будут доведены до наших клиентов.

Источник: http://webauto.com.ua/article_info.php/articles_id/12

Как выбрать кондиционер металла

Сегодня автолюбителю предлагают десятки различных присадок для топлива, трансмиссионного и моторного масла. Со многими из них связаны неприятные истории. Вместо улучшения эксплуатации автомобиля водитель получал обратное – увеличение расхода бензина, появление нагара на свечах, забивание фильтров и прочее.

Мы уже рассматривали присадки к бензину, среди которых были как те, что использовать категорически не рекомендуется, так и те, что являются допустимыми. Теперь мы начнем рассмотрение присадок для масел.

Речь пойдет о кондиционере металла – средству, которая согласно рекламе оказывает на двигатель и смежные с ним узлы только благотворное влияние.

О чем идет речь

Итак, кондиционер металла. Его работа заключается в том, чтобы модифицировать трущиеся поверхности, а вернее их свойства. Это должно улучшить эксплуатацию механизмом и повысить их ресурс.

Кондиционер металла должен быть добавлен в систему смазки ДВС, коробки передач.

Опционально его можно добавить и в другие гидравлические системы и даже в упомянутые системы различных видов техники: грузовиков, тракторов, мотоциклов и т.д.

Кондиционер (от англ. «Condition») – одно из небольшой группы средств, позволяющих достичь нужного состояния поверхностей металла. В сравнении с необработанным кондиционером металлом обработанный менее подвержен сухому трению, интенсивному истиранию и т.д.

Кондиционеры появились в 1980-х и первое время использовать в авиации. Со временем такая химия начала использоваться в военном наземном транспорте. Ничего удивительного здесь нет: в боевых условиях не получится залить новое масло или прочистить масляные тракты.

Со временем кондиционеры металла начали появляться и на «гражданском» рынке.

Резонен вопрос: а зачем этот кондиционер действительно нужен, если проблему истирания деталей решают сотни автоконструкторов по всему миру? Давайте разберемся.

Физика процесса

Трения деталей не избежать никак. Для того чтобы непосредственное взаимодействие металлических элементов не наносило им серьезного вреда, вводится смазочный материал. Когда в зазоре между элементами находится смазка, трение происходит только в ней. Но это в идеальных условиях. На практике выделяют три режима смазки:

  • Гидродинамический. В данном случае трение локализовано в смазке и как бы не доходит до самих металлических деталей. Соответственно, их износ минимален. Если бы режим смазки всегда был гидродинамическим, то различные узлы мотора исправно служили десятки лет. Данный режим считают наилучшим;
  • Граничный. В зазоре находится лишь тонкий слой смазки, не всегда превышающий одну молекулу. Износ деталей происходит, но не так быстро, как если бы смазки не было вовсе. Этот режим желательным не считают;
  • Смешанный. Условно данный режим называют самым частым. Суть в том, что места, в которых происходит трение деталей, разбивается на гидродинамические и граничные участки.

Наконец, самое важное: при всех своих недостатках с граничных слоем проще всего работать. Зачастую его толщина равняется одной или паре молекул, но этого уже достаточно, чтобы износ металлических элементов не происходил слишком быстро. Тонкий граничный слой – настоящее панацея от сухого трения. Именно такой слой и создается при использовании кондиционера металла.

Отметим, что износа двигателя и трансмиссии не избежать никак. Водитель лишь может контролировать процесс.

Во-первых, не нагружать агрегаты в течение первых 15-20 минут после запуска ДВС, поскольку масло недостаточно текучее и не покрывает смазываемые поверхности.

Во-вторых, следить за состоянием масел, поскольку со временем они становятся слишком вязкими и загрязняются продуктами сгорания, металлической стружкой, пылью и прочим.

Достоинства кондиционер металла

Использование препаратов группы «Кондиционер металла» полезно по следующим причинам:

  • Снижается вероятность возникновения масляного голодание;
  • Серьезно повышается ресурс деталей, подверженных трению. Зачастую в два раза, иногда в три-четыре;
  • Уменьшается сила трения;
  • Реже возникают задиры, интенсивное истирание и прочее при высоких температурах, а также при движении автомобиля на высоких скоростях.

Как показывает практика, добавление кондиционера в моторное масло позволяет уменьшить токсичность выбросов и немного уменьшить расход топлива. Препарат также можно добавить в смазку КПП и гидравлических систем.

Это позволяет не только предотвратить сухое трение, но и уменьшить уровень шума, наладить работу механизмом, нейтрализовать вибрации. Серьезным плюсом кондиционеров является то, что они не ухудшают смазочные свойства масел.

Проще говоря, это абсолютно безопасная присадка.

Существующие виды кондиционеров металла

Рассматриваемые препараты начали активно разрабатываться еще в Советском Союзе. Работа продолжилась и после становления членов Союза как независимых государств. Этому располагала серьезная научно-техническая база. Таким образом, нынешний рынок кондиционеров металла богат отечественными присадками. Автолюбителю стоит разбираться как в отечественной, так и иностранной продукции.

Для ориентации в ассортименте препаратов стоит помнить о том, что они ориентированы на использование в:

  1. Бензиновых, дизельных двигателях;
  2. Механических КПП;
  3. Автоматических КПП;
  4. Гидравлических системах, как-то ГУР.

Стоит учитывать, что состав кондиционеров никогда не указывается в полном объеме – это является коммерческой тайной. Тем не менее принцип работы препаратов и типы их химических соединений идентичны.

Основное отличие скрывается в специальных добавках, дополнительных присадках и концентрации. Как правило, производитель указывает, какие присадки были добавлены и имеется ли в кондиционере ревитализанты.

Дополнительные компоненты нужны не столько для нейтрализации сухого трения, сколько для восстановления металлических поверхностей трансмиссии и ДВС с большими пробегами.

Подробнее о составах

Завеса тайны о составе кондиционеров металла есть и в наши дни, но о некоторых составляющих мы уже знаем. Основой препарата является галогенированная производная углеводорода. Проще говоря, это углеводоров, несущий в себе один атом элемента из группы галогенов, а иногда и несколько таких атомов. Самые популярные кондиционеры содержат в себе хлор.

Причины, по которой используют именно галогены, несколько. Основная заключается в следующем: галогены, которым относятся йод, бром, фтор, астат, обладают высочайшими окислительными свойствами.

К примеру, хлор при контакте с металлической поверхностью просто «прилипает» к ней, предварительно вступив с металлом в реакцию, результатом которой является образование хлорида. В хлоропарафинах (основа кондиционера металла) к поверхности «прилипает» молекула препарата в целом.

Процесс «налипания» некоторых соединений на металл в науке называют хемосорбцией.

Заметим, что хлоропарафины не могут образовать устойчивый защитный слой на металле. По этой причине кондиционере включают в себя традиционные ПАВ. Работая в тандеме, химически и поверхностно-активные вещества непрерывно отрываются от металла и контактируют с ним снова.

Образуется крайней устойчивый граничный слой. Но и это не все! В кондиционерах имеется небольшое количество серы, которая при нагреве до 200 °C и выше образуют еще одну защитную пленку.

Читайте также:  Что такое гидрокрекинговое моторное масло

За счет этого кондиционер остается эффективным даже при эксплуатации автомобиля в тяжелых условиях.

Как использовать кондиционер металла

Использовать препарат могут владельцы любых автомобилей. Как показывает практика, кондиционер металла окупается через 2000-3000 километров пробега. Далее – сплошная экономия на топливе, смазке, ремонте и т.д. Так что покупка кондиционера оправдана будь у вас старый автомобиль или же новенькая дорогостоящая иномарка.

Препарат распыляется или заливается (зависит от упаковки) согласно инструкции от производителя в трансмиссию или автомобильный ДВС. При добавлении в масло нужно учитывать объем смазочного материала в системе. Здесь производитель поможет владельцу авто: на упаковке почти всегда имеет расчет оптимального количества препарата для заливки/распыления.

Советуем использовать кондиционер снова после того, как вы замените масло. Относится это как к трансмиссионной, так и моторной смазке. Несмотря на то что граничный слой кондиционера очень устойчивый, при отсутствии препарата в смазочном материале система будет постепенно от него очищаться. На практике дозы кондиционера с головой хватает на весь межсервисный интервал.

Экскурс по брендам

Представителей препаратов группы «Кондиционер металла» на деле не так уж и много. Значительно число препаратов на рынке были произведены отечественными компаниями. Они ни в чем не уступают иностранным, а кое в чем их даже превосходят. В магазине автохимии советуем отдавать предпочтение кондиционерам следующих фирм:

  • XADO (Украина) – проверенная временем фирма сегодня занимает огромную нишу как на отечественном, так и иностранном рынке;
  • Energy Release (США) – один из ведущих производителей, имеющий мощную научную базу. Предлагает отличные антифрикционные кондиционеры, которые легко узнать по синему логотипу «ER». Продаваться американские препараты могут как в небольших тарах, так и объемных канистрах;
  • Fenom (Россия) – именитый производитель, чья продукция является лучшим аналогом американского ER. Если вы спросите в магазине автохимии в чем между ними разница, менеджер скажет, что только в ценовой политике и стране производства;
  • Hi-Gear (США) – компания известна в первую очередь за создание прорывного синтетического кондиционера SMT2, который на данный момент является лучшим представителем всей группы препаратов.;
  • Liqui Moly (Германия) – фирма не может похвастать широким товарным рядом автомобильных кондиционеров металла, однако, продукция отличается высоким качеством. Большая часть препаратов продается в виде аэрозолей. Немецкие кондиционеры образовывают очень стойкую пленку.

Если у вас нет опыта использования кондиционеров металла, советуем обращать внимание на SMT2, препараты Fenom и Xado. Из дорогостоящих, но очень качественых препаратов стоит отметить Maximum и New Car от фирмы XADO. Также стоит попробовать SMT2521 или же более дешевый SMT 2507.

Вывод

Кондиционер металла можно назвать простым и очень эффективным средством, которое может ощутимо продлить ресурс ДВС, трансмиссии и отдельных гидравлических агрегатов. В отличие от многих присадок для масел и топлива, кондиционер безопасен для автомобиля. Его эффективность подтвердило множество трибологических исследований.

В тому же, кондиционеры металла до сих пор активно используются в авиации, военной техники, гоночном транспорте. Советуем обратить внимание на недорогие препараты от фирмы Energy Release и оценить их на практике. Если ваши ожидания будут оправданы, попробуйте более дорогие Liqui Moly и Hi-Gear (SMT) – их эффективность еще выше.

Источник: https://avto.pro/autonews/kak_vibrat_kondicioner_metalla-20170501/

Кондиционеры металла. Советы по применению – АВТОМАГ

Использование кондиционеров металла при обкатке позволит оптимизировать субшероховатости контактирующих поверхностей и исключить повышенный процесс износа деталей. Поэтому используйте кондиционеры металла при обкатке добавляя их в моторное масло.

– Возможна ли такая ситуация, когда кондиционеры металла ER, FENOM, SМТ2 на цилиндрах нарушат «насечку» от хонингования?

Нет, такая ситуация исключена, поскольку ER, FENOM, SМТ2 сглаживают шероховатости на микроуровне.

– Не нарушают пи препараты ER, FENOM, SМТ2 работу синхронизаторов ручной коробки передач?

Нет, не нарушают, поскольку процесс синхронизации угловых скоростей внутренних валов и шестерён в коробке передач происходит за счёт масляной плёнки, которая обеспечивает гидродинамическую защиту между компонентами синхронизатора. Если бы фрикционные синхронизаторы работали «на сухую», без смазки, то их пришлось бы менять каждый квартал.

– Как защитить от износа подшипниковый узел турбокомпрессора?

На современных автомобилях в смазке внутренних подшипников турбокомпенсатора участвует главная масляная магистраль. Защитить от износа этот довольно дорогостоящий агрегат можно путём регулярного добавления ER, FENOM или SМТ2.

– Можно ли использовать препараты ER, FENOM, SМТ2 для двухтактных двигателей мотоциклов, генераторов, бензопил, лодочных моторов, средств малой механизации

Если вы хотите, чтобы моторы работали тише, меньше грелись, лучше заводились и служили в два раза дольше — используйте кондиционеры металла.

Заливайте кондиционеры металла в масло такими же дозировками, какими и для четырехтактных двигателей. Можно размешать их в моторном масле и впоследствии добавить эту смесь в бензин.

Но более удобно заливать кондиционеры металла в уже приготовленную смесь масла с бензином.

– Если все, вышесказанное вами, правда, и, действительно, при использовании ER срок реальной службы двигателя, коробки передач и механизмов возрастает в два раза, то почему автопромышленность не использует ER?

Производители не заинтересованы в этом. При использовании ER ваш автомобиль будет ездить до капитального ремонта не пять лет, а к примеру, восемь лет, при этом у вас не будет возникать потребности в запчастях. Производителям экономически невыгодно популяризировать продукты, которые существенно увеличивают ресурс автомобиля и отдельных его узлов.

– Не снижается ли эффективность ER, FENOM или SМТ2 при добавлении их в масла, содержащие дисульфид молибдена?

Нет, не снижается.

– Можно ли в моторные масла двигателей машин отечественного производства добавлять противоизносные и антифрикционные присадки?

Рекомендуется это делать, поскольку технология изготовления отечественных агрегатов вкупе с качеством применяемых материалов уступает многих зарубежным аналогам. Как следствие быстрей изнашивается. Регулярное применение противоизносных и антифрикционных присадок существенно увеличивает срок службы машин.

– Чем принципиально отличается рекондиционер FENOM OLD CHAP or своего «родственника» кондиционера металла FENOM?

FENOM OLD CHAP разработан специально для автомобилей с большим пробегом. Он улучшает работу различных пар трения, между которыми образовались зазоры, увеличенные вследствие износа.

– В чём отличие кондиционеры металла известные как ER, FENOM или SМТ2 от реметализантов?

Вышеназванные ER, FENOM или SMT2, являющиеся кондиционерами металла, защищают трущиеся детали от изнашивания, а реметализанты используются во время восстановления изношенных деталей. Этот процесс возможен за счёт наваривания истёртого металла, таких как: «медь-олово-серебро» на проблемное место.

Источник: https://pi-bip.ru/car-care/konditsionery-metalla-sovety-po-primeneniyu/

Выбираем многофункциональный кондиционер металла

Двигатель глохнет всегда в самый неподходящий момент. Это очевидный для любого автолюбителя факт. Поэтому проблема повышения надежности автомобиля актуальна для многих.

Итак, что следует понимать под надежностью и как ее можно реально повысить? Подчеркну — реально и без чрезмерных затрат.

Надежность, в соответствии с научной терминологией, — это свойство технической системы (читай — автомобиля) безотказно выполнять свою функцию в течение длительного срока, а также выдерживать кратковременные экстремальные нагрузки.

Повышая надежность, мы увеличиваем беспроблемный пробег автомобиля и запас его прочности. Что это означает в житейской ситуации? С одной стороны, повышение надежности позволяет отсрочить момент «умирания» двигателя и его капитальный ремонт. А с другой, позволяет выйти «сухим из воды» в экстремальной ситуации без особых последствий для двигателя и трансмиссии.

Например, при частичной или полной утечке масла из картера двигателя, при движении «в натяг« по бездорожью, выезде на дачу или перевозке урожая, когда обычные «Жигули» загружаются, как «КамАЗ».

Старый друг

Очевидно, что тут незаменимыми помощниками могут стать препараты, снижающие трение и износ, а также помогающие успешно противостоять задиру при кратковременных экстремальных условиях эксплуатации.

Наиболее известным из таких препаратов, безусловно, был и остается старый и добрый друг многих тысяч автомобилистов — антифрикционный кондиционер металла ER (Energy Release). ER — это испытанный боец, заслуженно снискавший среди автолюбителей славу «победителя трения», это «Жигули» с пробегом более 300 тысяч км без «капиталки», это море хвалебных отзывов, включая заключение «АвтоВАЗа»…

Повышение надежности и долговечности при использовании ER даются практически бесплатно! Затраты на покупку ER экономически оправдываются уже через 7-10 тыс. км пробега, только за счет экономии топлива! Ну, что ж, возвращать долги — это тоже черта настоящих друзей.

Препарат ER обладает мощным эффектом последействия, т.е. его воздействие на металл пар трения сохраняется продолжительное время после его «ухода».

Эффект последействия может пригодиться при частичной или полной потере масла, например, в результате пробоя картера.

Предварительная обработка двигателя ER позволит даже в такой экстремальной ситуации добраться до ближайшего автосервиса своим ходом и, что важно, без печальных последствий.

Удивительно, но факт — более чем за 5 лет массовых продаж этого уникального препарата на рынке не было ни одной рекламации! Более того, сформировался своеобразный клуб любителей ER. Вот уж действительно «старый друг — лучше новых двух!»

Но жизнь не стоит на месте. И вот не на смену, а в помощники, друзья и товарищи к американскому ER пришел российский многофункциональный кондиционер металла «Феном», который, сохранив в себе все лучшие черты своего именитого старшего брата, несет свежесть новизны и силу молодости.

Насколько хорош новичок? Этим заинтересовались на кафедре «Эксплуатации автомобильного транспорта» Московского Автомобильно-Дорожного Института (МАДИ).

Цена надежности

Специалисты кафедры обобщили результаты экспериментальных исследований и сертификационных испытаний кондиционера «Феном» в Электрогорском институте нефтепереработки (ЭлИНП), ГНЦ РФ «Научный автомобильный и автомоторный институт» (НАМИ), МГТУ им. Н.Э.Баумана и некоторых других организациях, дали оценку ресурсосберегающих качеств препарата и подсчитали экономическую эффективность его применения.

Результаты оказались неожиданными — при использовании «Феном» вместо удорожания было получено… снижение совокупных затрат по эксплуатации и обслуживанию автомобиля на 4-5 процентов в год! При этом обеспечивалось увеличение ресурса (срока службы) агрегатов в 1,5 раза. Снижение затрат на ремонт двигателя составило 20-31%! Снижение расхода топлива 4-8 %.

Более того, ученые всерьез рассматривают возможность увеличения интервала смены моторного масла при применении «Феном». Наличие кондиционера «Феном» в составе смазочных материалов замедляет процессы старения масла в процессе эксплуатации.

По предварительным оценкам по методике НИИАТ Минтранса РФ снижение нормативного расхода масла может составить 10-20%! Заметьте, нормативного, т.е. без учета снижения расхода масла на угар.

Сейчас «Феном» проходит промышленное опробование в жестких условиях эксплуатации маршрутных такси «Автолайн». Результатов осталось ждать совсем недолго.

Проверка на прочность

Предвижу сарказм скептиков — не дождались, мол, результатов, а уже во всю трезвонят! Позволю себе не согласиться. На «Автолайне» происходит, по сути, внедрение «Феном». Препарату действительно устроили настоящую проверку на прочность.

Предварительных результатов тестирований и испытаний хоть отбавляй! Отмечу лишь некоторые.

В ЭлИНП и АМО ЗИЛ исследовалось влияние «Феном» на увеличение предельных нагрузок — критической и сваривания, — при введении препарата в моторные и трансмиссионные масла.

Использование «Феном» позволило увеличить эти показатели от 1,25 до 4,6 раза! Стендовые испытания дизельных двигателей в Военно-морской академии им. Адмирала Флота Н. Г.

Кузнецова дали снижение интенсивности изнашивания деталей узлов трения двигателя до 4 раз! Увеличение механического КПД двигателя составили 4-11%.

Но тяжелее всего «Феном» досталось в НАМИ. Там «Феном» протестировали по полной программе, в том числе несколько «шестерок» погоняли на специализированном стенде с беговыми барабанами.

Провели и такой варварский эксперимент, как пробег автомобилем 10 км при постоянной скорости 45 км/час на четвертой передаче… с сухим картером. Своеобразное моделирование пробоя картера и езды в аварийном режиме.

Вот она экстремальная ситуация! Дать бы бедолаге-«жигуленку» отдохнуть после такого издевательства. Ан, нет! Залили масла, снова добавили «Феном» и отправили на испытания по ездовому циклу.

Читайте также:  Как проверить форсунки не снимая с двигателя

Но самая печальная участь уготована белой «четверке» — разъездной машине в компании AGA, которая получила эксклюзивное право продажи препарата.

В картер двигателя новой машины сразу залили «Феном» и добавляют его теперь при каждой смене масла. Отбегает она 140 тыс.

км, потом двигатель разберут, замерят износ деталей и поместят их на стенд в магазинах компании, чтобы люди видели, за что стоит платить деньги…

Многофункциональная штучка

Многофункциональный кондиционер металла «Феном» действительно мастер на все руки. Он работает в карбюраторных и дизельных двигателях, механических и автоматических коробках передач, раздаточных коробках, задних мостах, гидроусилителях руля, подшипниках ступиц колес и карданных валов и других узлах трения автомобильной техники.

«Феном» — это сверхконцентрированный активный продукт. Он вводится в концентрации всего 3% (!), в то время как многие другие препараты подобного рода вводятся в количестве до 25%, что может нарушить сбалансированный состав масла.

«Феном» обладает уникальными моющими и диспергирующими свойствами. Поэтому на базе этого кондиционера металла разработана целая гамма препаратов-очистителей, совмещающих в себе сверхмощные очистительные способности и уникальные защитные свойства «Феном».

Прежде всего, это «Быстрый очиститель системы смазки двигателя». Состав предназначен для быстрой (5 минут) и эффективной очистки системы смазки двигателей.

«Феном» придает составу высокие противозадирные и противоизносные свойства, позволяя промывать двигатель при повышенных оборотах, что также обеспечивает максимально эффективную очистку системы смазки.

Если двигатель старый, дымит и «подъедает» масло, то за 150-200 км до замены масла рекомендуется воспользоваться «Комплексным очистителем системы смазки двигателя». Этот состав предназначен для глубокой очистки системы смазки и внутренних деталей бензиновых и дизельных двигателей в режиме нагрузки, т.е. во время движения автомобиля.

Предварительное использование этих очистителей обеспечит наилучшую подготовку двигателя для введения «Феном». Хотя, в принципе, его можно заливать в двигатель в любой момент и при любом пробеге.

Взаимовыручка

Предвижу вопросы. Что лучше, «Феном» или ER? Можно ли заливать в двигатель один препарат после использования другого? Ответ на второй вопрос положительный. Специально проверяли. Поэтому, если вдруг под рукой не оказалось ER, то смело используйте «Феном», и наоборот.

На первый вопрос ответить сложнее. Препараты близки по составу и свойствам. Близки по достигаемым результатам, хотя «Феном» более универсален. Вместе с тем есть и некоторые отличия. Например, несколько отличается характер защитных пленок на поверхности пар трения.

Источник: http://motornoe.com/voditelyu/vybiraem-mnogofunkcionalnyi-kondicioner-metalla.html

Опубликовано 27.03.2018, автор moly shop

В этой статье мы рассмотрим, чем хороши и чем плохи присадки в моторном масле. Кроме того, мы узнаем мнение эксперта по этому поводу. После ее прочтения мы будете знать больше об этих препаратах. «Как?» – спросите вы, дочитайте статью до конца, и вы все узнаете.

Важно правильно ухаживать за масляной системой автомобиля. Но мало водителей думают о пользе или вреде присадок. Но все же много людей сходятся во мнении, что применять их нужно и полезно. Давайте выясним почему.

Может достаточно только масла?

Производители двигателей еще на стадии разработки проводят испытания смазочного материала на проекте.

Так, например, Американский институт нефти (API), перед выпуском в серию, переговаривают условия с производителем двигателей.

Какая вязкость, какой пакет присадок, уровень зольности, в случае с дизельным мотором – все важно. Получается, что стандартного масла достаточно для нормальной работы мотора.

Любое масло уже содержит присадки.

Приходя в магазин, вы замечаете гамму масел, подходящих под ваши спецификации. С этой ситуацией сталкивались многие.

Обилие присадок в них настолько широко и разнообразно, что водитель очень часто входит в ступор при выборе смазочных материалов.

Как бы то ни было, запомните, что какое бы вы масло не взяли, залив его вы обеспечите оптимальную работу деталям. Любое масло уже содержит все необходимые добавки.

Что входит в стандартный пакет?

Работают по загрязнениям, очищая поверхность цилиндров и трубопроводов.

  • Диспергаторы (активные добавки, препятствующие слипанию частиц носителя)

Диспергаторы работают совместно с моющими средствами, чтобы дать маслам способность принимать примеси частиц (например, грязь или сажу в двигателе). Также убирает их из масляной пленки, чтобы они не наносили повреждений.

Огромный пласт присадок, который нейтрализует образующиеся в двигателе кислоты. Без них эти кислоты могут вызвать коррозию и повреждение двигателя.

Помогает маслу претерпевать резкие повышения давления на узлах двигателя.

Позволяют сохранять рабочую вязкость масла в широком диапазоне температур. Прекрасно работает совместно с модификатором трения, гася чрезмерное увеличение давления.

Если покупать, то что?

Прежде чем бежать в магазин со своими кровными для начала надо рассмотреть какие есть присадки и какие нужно применять в вашем случае. Средств много, поэтому давайте по порядку рассмотрим каждое.

Модификаторы трения и стабилизаторы.

Эксперт, на вопрос: «Что такого в особенного в этих присадках?» ответит, что тут нас ждет выбор. «Что вы хотите: повышенный расход топлива или улучшенные свойства вязкости?

Выбрав что-то одно, вы приобретете другое». Люди утверждают, что модификаторы увеличивают расход топлива в среднем на 5%, и это логично.

Если вязкость масла увеличивается давление по системе тоже увеличится. Это в свою очередь увеличит нагрузку на поршень, следовательно, затрат на преодоление сопротивления будет больше, значит топлива тратиться будет больше.

Но порой стабилизаторы необходимы, иначе при утечках и угарах моторного масла возможно масляное голодание, нагар на деталях, распад и окисел. 

Присадки против износа

Суть этих средств проста, как дважды два. Они должны тонким слоем покрыть поверхность детали, сделать ее «излишне скользкой».

В качестве основы используются жидкие парафины, способные не просто смазать узел, но и охладить его. Раньше для этих целей использовался тефлон – самый скользкий материал, но как известно к нему на смену пришел молиген, молибден и керамическая основа.

Имейте в виду, что не все присадки приносят много пользу, даже наоборот иногда они приносят ненужные хлопоты.

Несмотря на то, что мы очень часто проводили тесты с данными продуктами в экстремальных условиях, мы все же не имеем возможности провести всестороннее исследование. Такие испытание может произвести только завод-изготовитель.

По этой причине мы не можем точно сказать: присадки – это хорошо или плохо.

Но мы дадим вам очень хороший совет не гонитесь за добавками, которые могут увеличить срок службы моторного масла.

Никто не спорит, что чистое моторное масло, подходящее к «отработке», лучше грязного.

Вы можете действительно увеличить пробег, но, никогда не покупайте присадку только потому, что вам нужен только лишь увеличенный пробег.

Используйте добавки в масло только большими временными промежутками, они помогут базовому моторному маслу работать максимально хорошо.

Не забывайте следить за периодом замены масла. Никакая присадка к маслу не сможет преодолеть неряшливые методы обслуживания.

Надеюсь, мы развеяли для вас многие вопросы. Помните, что ухоженный автомобиль – безопасный автомобиль.

Источник: http://www.moly-shop.ru/blog/prisadki-dlya-masla-obzor

Присадки в двигатель, восстанавливающие компрессию или как не ошибиться в выборе

  • 29 марта 2017 00:51:43
  • Просмотров: 14251
  • Присадки в двигатель, восстанавливающие компрессию или как не ошибиться в выборе

Рынок автохимии переполнен предложениями и информацией о присадках для двигателя. Производителей много, ассортимент огромный, принцип действия разный.

Как не ошибиться в выборе, какая лучше, какая восстанавливает компрессию, а какая спасает двигатель от “жора” масла, что поможет при большом пробеге, как использовать и не загубить свой мотор, все эти и многие другие вопросы задают себе автовладельцы в поиске ответов.

Итак, на что обратить внимание или продолжать дуть на воду, обжегшись на молоке:

  • На состав присадок, именно от компонентов, входящих в состав будет зависеть результат работы продукта, будет ли он желательным или нет.
  • Технология работы состава. Не технология применения присадки, в которой описывается сколько и когда заливать, а принцип работы.
  • Построение бизнес процессов. Если компания работает по принципу пирамиды или “гербалайфа”, необходимо с настороженностью относиться к этому факту. Так как цель таких компаний вовлечение как можно большего числа людей в свой бизнес. Здесь вы не найдете описания продукции, технологии. Здесь будут громкие и зачастую непонятные термины, много обещаний, рекламы.

На сегодняшний день присадки в двигатель разделяются на 8 типов, отличающихся, как по составу, так и по свойствам, и как следствие по результату. Компрессия один из важных параметров состояния и степени износа мотора. Уменьшение давления в конце такта сжатия приводит к неполному сгоранию топлива, потери мощности и динамики.

Кроме того, если по каким-то причинам износ неравномерный в цилиндрах, то и значение давления будет разным, в следствии чего мотор будет работать с перебоями, появится излишняя вибрация, которая в свою очередь увеличивает износ.

Значение давления в конце такта сжатия или компрессия зависит от герметичности надпоршневого пространства, которое в свою очередь определяется состоянием:

  • Поршневых колец (степени износа, подвижности)
  • Поршня (его износа, канавок под кольца, перегородок)
  • Гильзы блока цилиндров (бочкаобразность, элипсность, и др.)
  • Головки блока (трещины, плоскость, клапанный механизм)

Наиболее распространенная причина низкой или неравномерной компрессии это залегания и закоксовка поршневых колец, а также износ блока цилиндров. В большинстве сервисов при разнице показаний давления в 2 и больше предложат замену деталей. Но не все готовы к таким кардинальным мерам, и тут на помощь приходят присадки для восстановления компрессии.

Наша статья посвящена именно таким составам. Она носит обзорный характер и призвана облегчить выбор для потребителей. Мы не делали тестов и сводных таблиц с результатами испытаний различных добавок, так как это абсурд.

Посудите сами, как и у кого можно взять 5 или 6 двигателей одной марки, с одинаковым износом для проведения испытаний, чтобы в последствии сделать выводы о том какая лучше и хуже??? Еще абсурднее выглядят тесты и заключения, которые проводились на одном моторе! Ведь каждая из вышеперечисленных присадок обладает свойствами изменять поверхности.

Как только один продукт использовался на одном образце, любой другой продукт при испытании либо не даст результата, либо он будет недостоверным.

Реметаллизанты

Реметаллизанты – присадки, в составе которых содержатся ионы мягких металлов, такие, как медь, бронза, кадмий, олово и др. Принцип действия основан на создании “плакирующего” слоя, который происходит на механическом уровне.

Плюсы таких составов:

  • восстановление компрессии;
  • снижение расхода топлива и масла;
  • быстрое формирование защитного слоя на поверхностях трения;
  • степень воздействия легко регулируется концентрацией препарата;
  • реметаллизанты отечественного производства достаточно дешевы.

Минусы:

  • поверхностная твердость и износостойкость слоя существенно ниже основных деталей двигателя;
  • необходимо постоянное присутствие реметаллизанта в масле;
  • замена масла сводит к нулю эффект от обработки;
  • отсутствие препарата в масляной системе приводит к «состругиванию» защитного слоя с поверхности цилиндров поршневыми кольцами, особенно на пусковых режимах, поэтому иногда наблюдается заклинивание деталей после обработки;
  • нестабильность результатов из-за отсутствия четко прописанной технологии использования препарата.

Известные производители: Ресурс, Remetall, MC – 1000, СУРМ, Renom, РиМЕТ, Lubrifilm–Metall B2.

Тефлоносодержащие

Тефлоносодержащие – название говорит о составе само за себя. В виду большой вредности сразу перейдем к отрицательным моментам.

Минусы:

  • достаточная дороговизна препаратов;
  • необходимость их использования при каждой замене масла;
  • нестойкость покрытия, т.к. механизм сцепления тефлонового антифрикционного слоя с поверхностью детали носит механический характер;
  • удаление с поверхности трения гильзы цилиндра поршневыми кольцами путем механического соскабливания на пусковых режимах, в момент отсутствия гидродинамического трения;
  • активно разлагается под воздействием высоких температур;
  • необходимость постоянного присутствия в масле;
  • двукратный рост концентрации NOx в отработавших газах, т.к. наличие тефлонового слоя на стенках камеры сгорания ведет к существенному росту температур газов в цилиндре, из-за хороших теплоизоляционных свойств тефлона;
  • появление фосгена в отработавших газах, из-за наличия фторсодержащих частиц тефлона в зоне горения. Поэтому применение тефлоновых препаратов ограничено в США и странах Западной Европы;
  • постоянное использование приводит к закоксовыванию поршневых колец, и, как следствие, перегреву поршней, и выходу силового агрегата из строя.
Читайте также:  Как отличить оригинал моторного масла от подделок

Известные производители: Slick 50, Liquid Ring, Lubrilon, Microlon, Матриx, Petrolon.

Кондиционеры металла

Кондиционеры металла – присадки в состав, которых входят хлоропарафиновые соединения, в основном это хлор и сера. Принцип действия: растворяют продукты износа – металлы, переводя их в состояние солей. Эти соли попадают в зону трения, где снова осаждаются, возможно, с выделением чистого металла.

Однако носителем активного хлора в кондиционерах металлов являются хлорированные парафины, т.е. полимеры. Кроме того, в них содержатся и фторированные полиэфиры – противозадирные компоненты, носители чистого фтора.

Поэтому параллельно с реализацией замкнутого цикла «износ-восстановление» происходит частичное полимерное плакирование поверхностей трения парафинами и полиэфирами. Но присутствие полимеров в препаратах повышает их склонность к образованию отложений в камере сгорания.

Для компенсации этого негативного явления в состав кондиционеров введена комбинация спиртов и эфиров, играющая роль очистителей, противодействующая процессу нагароотложения.

Плюсы:

  • резкое снижение коэффициента трения
  • наличие свободного фтора в масле, позволяет предположить о наличие еще одного механизма защиты – частичного эпиламирования поверхности

Минусы:

  • хлорсодержащие вещества – высокотоксичны, поэтому использование препаратов этой группы ограничено в США и странах Западной Европы;
  • парафинсодержащие вещества являются нестойкими к высокой температуре и разлагаются в камере сгорания двигателя;
  • для эффективной работы препарат должен постоянно присутствовать в масле.

Известные производители: Хадо, СМТ2, ER, Fenom, Hi-Gear.

Слоистые модификаторы трения

Слоистые модификаторы трения – в состав входят соединения молибдена, вольфрама, тантала, графита и т.п. Принцип работы состоит в формировании на поверхностях трения слоистого поверхностного слоя с низким усилием сдвига и, следовательно, малым коэффициентом трения.

Минусы настолько велики, что пропустим плюсы:

  • эффект снижения трения не имеет устойчивого характера;
  • покрытие не является стойким, и снижение концентрации препарата в масле быстро сводит на нет эффект обработки;
  • высокая скорость разложения сернистых соединений при высоких температурах, что способствует увеличению коррозионной активности отработавших газов двигателя;
  • графит, входящий в состав некоторых препаратов этой группы, имеет склонность к отложениям в поршневых канавках, масляных каналах и на клапанах, что при длительном использовании препарата приводит к закрытию зазоров в поршневых кольцах и их залеганию, либо «зависанию» клапанов в направляющих втулках.

Известные производители: Xenum, Liqui Moly.

Геомодификаторы трения

Геомодификаторы трения – присадки в состав, которых входит серпентин (Mg2SiO4), до 90% силикаты магния, до 2,5% амфибол, до 5% форстерит, до 2,5% плазморасширенный графит. Принцип действия заключается в следующем: в процессе трения происходит разложение серпентина с выделением теплоты, достаточной для разогрева и размягчения металла.

В присутствии катализаторов и при энергии, выделяемой при трении начинается реакция замещения атомов Mg в кристаллических решетках микрочастиц РВС на атомы Fe поверхностного и подповерхностного слоев металла контактируемой поверхности детали.

При этом происходит внедрение в структуру металла микрочастиц минерала и образование композитной металлокерамической структуры (металл-минерал), обладающей высокой твердостью и износостойкостью.

Плюсы:

  • не имеют резкой границы между собой и металлом, на котором они образовались;
  • по своей природе не чужеродны металлу;
  • имеют одинаковый с материалом, на котором они образовались, коэффициент линейного термического расширения, т. е. не скалываются при нагреве – охлаждении;
  • увеличивают срок работоспособности масла, снижая его окисление и разложение;
  • коэффициент трения деталей аномально низок и снижается в среднем до 50 % в зависимости от материалов пары трения;
  • по своей природе являются диэлектриком и огнеупором. Температура их разрушения порядка 1575-1600 С;
  • стойки к износу, окислениям и коррозии;
  • защищают от водородного растрескивания металлы пары трения, приводящего к охрупчиванию и старению;
  • поверхности можно возобновлять по мере их срабатывания, проводя дополнительные обработки геомодификатором

Минусы:

  • не производит эффекта и не дает результата на двигателях без гильз, выполненных из аллюминия по технологии никосил и им подобные.

Известные производители: RVS-Master

Есть еще другие присадки для восстановления компрессии которые по вышеописанным причинам мы затруднились их классифицировать. Описание состава и принцип действия отсутствует. Приведем лишь несколько цитат:

“Форсан” -“Нанокерамический слой формируется в процессе трех обработок с интервалом между обработками 500-700 км. Рекомендуемая частота повторных обработок – ежегодно.”

Ежегодная обработка в независимости от пробега – ставит в тупик.

“Супротек” -“Основным продуктом компании являются инновационные, хорошо зарекомендовавшие себя противоизносные антифрикционные восстановительные триботехнические составы (присадки и смазки).” “палеоструктурный слой”, “квазисжиженный слой” (приставка квази – дословно “как-бы”).

Фраза ” Если остальные присадки направлены на разделение трущихся поверхностей третьим телом (мягкими металлами, длинными углеводородными цепочками, синтезированной пленкой), то СК “Супротек” помогает триботехнической системе самой “определится”, какой должна быть структура поверхности, высота модифицированной структуры, шероховатость, волнистость и т.д.”, – иными словами разделительного слоя нет, а через несколько строк пишется следующее: “Результатом этих процессов является модифицированный слой, который отличается от исходного оптимальной волнистостью, шероховатостью, структурой с максимальным числом свободных связей, что обеспечивает большую маслоудерживающую способность.” – теперь разделительный слой уже есть.

В этом случае вспоминается фраза Остапа Бендера : “Главное побольше непонятного…”

Что в итоге?

Большинство добавок имеют эффект восстановления пневмоплотности, но зачастую он неустойчив, и имеет не мало побочных отрицательных свойст. Делайте правильный выбор и успешных вам покупок.

Источник: https://rvsmaster.ru/articles-magazine/prisadki-v-dvigatel-vosstanavlivajuschie-kompressiju-ili-kak-ne-oshibitsja-v-vybore/

Добавки в масло: плюсы и минусы их использования

4

Сергей Перепелица | 02.02.2015

Каждый автовладелец заинтересован в том, чтобы сердце его автомобиля билось ритмично и работало как можно дольше – без сбоев. Для этой цели служат профилактические ремонты, регулярная замена масла и фильтров, однако порой этого бывает недостаточно.

Одним из вариантов увеличения срока эксплуатации двигателя производители автохимии предлагают использовать присадки в масло.

Однако поэтому поводу мнение автолюбителей категорически разделяются: одни считают их разве что не панацеей, другие – абсолютно пустой тратой денег, а третьи – видят в них больше вреда, чем пользы. Где же истина? Давайте попробуем разобраться.

Виды добавок в масло.

По составу присадки в масло делятся на: — добавки с основным элементом PTFE (Teflon). — добавки с основным элементом диалкилдитиофосфат цинка (Zinc).

— добавки, созданные на основе растворителей и моющих средств, не дающие образовываться осадку.

Добавки в масло на основе Teflon.

Добавки в масло на основе PTFE – это присадки с твердым веществом, которые, по утверждениям производителей, покрывают движущиеся детали в двигателе и тем самым защищают его от износа.

Правда же заключается в том, что такие добавки в масло покрывают не только движущиеся части, но и неподвижные (например, масляные каналы, фильтры и маслоприемники).

Эти же твердые частицы имеет свойство накапливаться в узких каналах, что мешает свободному току масла и образует масляную пробку.

В каком случае присадки с PTFE могут принести пользу двигателю? Принцип их действия заключается в создании дополнительного слоя на стенках двигателя, уменьшению зазоров или же изменении масла так, что оно становится более густым и горючим.

Если ваш двигатель начал «есть» масло и дорогого ремонта не избежать, но вы пока не готовы к нему морально и материально – оттянуть его можно с помощью использования добавок в масло на основании PTFE.

Если у вас возникает необходимость доливать масло после каждой поездки, что весьма недешево и хлопотно, то использование присадки избавит вас от этой необходимости.

На какое время – вопрос спорный… По утверждениям бывалых автомобилистов, если речь идет об инормарке — то счет идет на сотни, а то и тысячи километров. Однако надо быть готовым к тому, что ремонта избежать в любом случае – не удастся.

Кстати, узнать, что перед вами присадка с PTFE довольно просто: в таком случае на флаконе будет надпись: «перед употреблением взболтать».

Добавки в масло на основе цинка.

Присадки с основным компонентом цинковым диалкилдитиофосфатом (дальше — просто цинк) претендуют на высокую противоизносистость. Принцип их действия заключается в том, что присутствующий в масле цинк начинает реагировать в случае, если в двигателе возникает контакт металла с металлом, предотвращая стирание деталей (например, между стенками цилиндров и кольцами поршня).

Для обычных автолюбителей, предпочитающих обычную скорость в районе 100 км/ч, данные добавки окажутся просто бесполезной тратой денег.

А вот для легендарного гоночного автомобиля NASCAR использование присадок для масла — одно из обязательных условий, без соблюдения которых — гонку не выиграть.

Узнать, что перед вами присадка с цинком можно по предупредительному знаку, который ставится на упаковке по требованию экологов, или надписи, предупреждающей о том, что вещество опасно. Использовать их надо крайне аккуратно, избегая попадания в глаза, так как это может привести к их химическому ожогу.

Добавки в масло моющие.

Моющие присадки позиционируются как созданные специально для очищения двигателя: удаления возникающего на нем осадка и углеродистых отложений.

Основным компонентом их является керосин, а также они включают в свой состав ацетон, нафталин, изопропанол, и ксилол — поэтому они легко загораются и весьма огнеопасны.

Главная проблема в их использовании – не переусердствовать, так как эти присадки удаляют не только вредные отложения, но и разрушают масляный слой, что может привести к контакту «металл-металл».

Стоит отметить, что данный вид добавок в наше время утратил свою популярность, ведь ему на смену производители автохимии разработали высококачественные промывочные масла.

Приятные бонусы использования присадок.

Благодаря снижению силы трения на сопрягающихся деталях двигателя и возросшей компрессии, водитель получает многие плюсы, которые покажутся ему весьма приятными.

 Уменьшение расхода топлива, легкий запуск при минусовых температурах, уменьшение рисков износа при холодном запуске двигателя, увеличение мощности двигателя (до 5 %), увеличение срока эксплуатации масла, уменьшение токсичности выхлопа – ощутить всё весьма реально, правда, вопрос – на какое время.

Присадки в масло – кто «за»?

Однозначно «за» использование присадок с цинком высказываются те, кому нужен максимальный эффект за короткое время – речь идет в первую очередь о профессиональных гонщиках. Благодаря кратковременному снижению коэффициента трения, двигатель с такой присадкой в масло развивает большую мощность, что, собственно и требовалось доказать.

Еще одни ценители присадок – те, кто занимается перепродажей автомобилей б/у. С помощью добавок в масло они добиваются максимального эффекта без каких-либо усилий: подуставший или откровенно убитый двигатель начинает работать, как часы!

Во всех остальных случаях – использовать присадки надо грамотно и правильно с точки зрения их состава и предусмотрительно быть готовым к тому, что они не смогут обеспечить вашему мотору чуда возрождения молодости длинной на всю оставшуюся жизнь.

С добавками в масло или без – пусть ничто не мешает сердцу автомобиля биться долго и ритмично.

Удачных путешествий!

Источник: http://2auto.inspired.ua/dobavki-v-maslo-plyusy-i-minusy-ix-ispolzovaniya/

Ссылка на основную публикацию