Момент затяжки коренных и шатунных вкладышей двигателя

Моменты затяжки основных резьбовых соединений

Момент затяжки коренных и шатунных вкладышей двигателяПРИЛОЖЕНИЕ А (справочное)

Таблица А.1

МОМЕНТЫ ЗАТЯЖКИ ОСНОВНЫХ РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ

Наименование Условия затяжки Примечание
Болты крепления 740.1005157-02 крышек коренных подшипников (вертикальные) коленчатого вала (M16) Затяжку проводить от средней опоры к крайним, начиная с правого ряда в два приема:-    предварительно крутящим моментом 95… 120 Н-м (9,6… 12,0 кгс-м);-    окончательно крутящим моментом 275…295 Н-м (28,0…30,0 кгс м) Позиция 6, рисунок 10
Стяжные болты крепления 7482.1005158, 7482.1005159 крышек коренных подшипников (горизонтальные) коленчатого вала (M16) Затянуть крутящим моментом 147… 167 Н-м (15,0…17,0 кгс-м) Позиции 4,5, рисунок 10
Болты крепления маховика:-М16-М14 Перед вворачиванием резьба должна быть смазана тонким слоем графитовой смазки. Затяжку проводить последовательно в два приема (предварительно и окончательно), окончательно крутящим моментом245…264 Н-м (25,0…27,0 кгс-м)167…186 Н-м (17…19 кгс-м) Позиция 16, рисунок 12
Болты крепления полумуфты отбора мощности, гасителя крутильных колебаний и шкива коленчатого вала М12 Непосредственно перед сборкой нанести на 3…4 нитки резьбы болта герметик «Стопор-6» или «Унигерм 6» с полным заполнением профиля резьбы методом окунания или кисточкой. Поверхность резьбы при этом должна быть чистой, без следов масла и коррозии.Затянуть крутящим моментом 98,0… 117,6 Н-м (10,0…12,0 кгс-м) Позиции 10 и 22 рисунок 13.Позиции 5 и 18 рисунок 14
Гайки болтов крепления крышек шатунов Затяжку проводить в два приема:-    предварительно с начальным крутящим моментом 76,5…80,4 Н-м (7,8…8,2 кгс-м);-    окончательно, контролируя два параметра, угол поворота гайки, равный (50±5)° от положения после предварительной затяжки и величину момента 108…180    Н-м (11,0…18,3 кгс-м). При этом контроль угла поворота гайки является определяющим.Допускается затяжка крутящим моментом 127.5…137.3    Н-м (13,0…14,0 кгс-м) Позиции 6,7, рисунок 11
Болты крепления передней крышки блока цилиндров:- M10x1,25-6gx120;- M12x1,25-6gx120 Затягивать болты крутящим моментом:-    49,0…60,8 Н-м (5,0…6,2 кгс-м);-    88,1… 108,0 Н-м (9,0… 11,0 кгс-м)
Наименование Условия затяжки Примечание
Болты крепления головок цилиндров М16 Перед вворачиванием резьба болтов должна быть смазана тонким слоем графитовой смазки. Болты затягивать в три приема крутящим моментом:-    первый прием – 39,0…49,0 Нм (4,0…5,0 кгс-м);-    второй прием – 98,0…127,0 Н-м (10,0…13,0 кгс-м);-    третий прием – 186,0…206,0 Н-м (19,0…21,0 кгс-м) Очередность затяжки согласно рисунку 19
Болты крепления крышек головок цилиндров М8 Затягивать болты крутящим моментом 12,7…17,6 Н-м (1,3…1,8 кгс-м) Позиция 12, рисунок 16
Болты крепления картера маховика:-М12-М10 Затягивать болты в два приема крутящим моментом:-    первый прием – 50,0…70,0 Н-м (5,0.. .7,0 кгс-м);-    второй прием – 88,0…108,0 Н-м (9,0… 11,0 кгс-м);-    первый прием – 20,0…30,0 Н-м (2,0.. .3,0 кгс-м);-    второй прием – 43,1…54,9 Н-м (4,4.. .5,6 кгс-м)
Болты крепления оси ведущей шестерни привода распределительного вала М10 Затягивать в два приема, окончательно крутящим моментом 49,0…61,0 Н-м (5,0…6,2 кгс-м) Позиция 2, рисунок 8
Болт М12 крепления ведущей шестерни привода распределительного вала Затягивать крутящим моментом: 88,3…98 Н-м (9…10 кгс-м). Позиция 9, рисунок 8
Болты крепления масляного картера М8 Затягивать болты крутящим моментом 7,8…17,8 Н-м (0,8…1,8 кгс-м)
Болты крепления выпускных коллекторов М10 Затягивать в два приема, окончательно крутящим моментом – 43,0…55,0 Н-м (4,4.. .5,6 кгс-м)
Болты крепления корпусов компрессоров М6 Затягивать болты крутящим моментом 4,9…7,8 Н-м (0,5…0,8 кгс-м)
Болты крепления корпусов турбин М8 Затягивать болты крутящим моментом 17,65…24,51 Н-м (1,8…2,5 кгс-м)
Болты крепления трубопроводов подвода масла к турбокомпрессорам М14 Затягивать болты крутящим моментом 49,0…68,0 Н-м (5,0…7,0 кгс-м)
Болты крепления пакетов задних и передних пластин к валу привода ТНВД Затягивать болты крутящим моментом 90…100 Н-м (9,0…10,0 кгс-м) Рисунок 43
Болты крепления пакетов задних и передних пластин к полумуфте ведущей и насосу привода ТНВД Затягивать болты крутящим моментом 63,8…73,6 Н-м (6,5…7,5 кгс-м) Рисунок 43
Болт стяжной полумуфты ведущей привода ТНВД Затягивать болт крутящим моментом 58,9…64,7 Н-м (6,0…6,6 кгс-м) Рисунок 43
Болты крепления топливопровода низкого давления:- М14;- M10xl- М10×1,25 Затягивать болты крутящим моментом:-    39,2…49,0 Н-м (4,0…5,0 кгс-м);-    34,3…49,0 Н-м (3,5…5,0 кгс-м);-    19,6…24,5 Н-м (2,0…2,5 кгс-м)
Наименование Условия затяжки Примечание
Болты крепления ТНВД к блоку:-    V-образного-    рядного –    предварительно 6,9…8,8 Н м (0,7…0,9 кгс-м);-    окончательно 13,7… 15,6 Н-м (1,4…1,8 кгс-м);-    предварительно 5…15 Н-м (0,5… 1,5 кгс-м);-    окончательно 45…55 Н-м (4,5…5,5 кгс-м).
Болты крепления масляного насоса М10 Затягивать болты крутящим моментом 49,0…68,6 Н-м (5,0…7,0 кгс-м)
стоек коромысел М10 Затягивать гайки крутящим моментом 41,0…53,0 Н-м (4,2…5,4 кгс-м)
Гайка крепления колеса компрессора Затягивать крутящим моментом 4,9…6,9 Н-м (0,5…0,7 кгс-м) Позиция 19, рисунок 25
Гайки скобы крепления форсунки М10 Затягивать гайки крутящим моментом 35,0…40,0 Н-м (3,5…4,0 кгс-м)
Гайки крепления турбокомпрессоров М10 Затягивать гайки крутящим моментом 44,0…56,0 Н-м (4,4…5,6 кгс-м)
Гайки топливопроводов высокого давления Затягивать гайки крутящим моментом 24,5…44,1 Н-м (2,5…4,5 кгс-м)
Г айки регулировочного винта коромысла М10 Затягивать гайки крутящим моментом 33,0…41,0 Н-м (3,4…4,2 кгс-м)
Пробки колпаков масляного фильтра Затягивать пробки крутящим моментом 24,5.. .39,2 Н-м (2,5…4,0 кгс-м)
Колпаки масляного фильтра Затягивать колпаки крутящим моментом 49,0.. .68,6 Н-м (5,0…7,0 кгс-м)
Сливная пробка картера масляного Затягивать пробку крутящим моментом 39,2…58,8 Н-м (4,0…6,0 кгс-м)

Источник: https://www.remkam.ru/red60-14/

Сборка блока цилиндров – Tech Doc Toyota

Примечание:

— Тщательно очистите все дета­ли, предназначенные для сборки.

— Перед сборкой смажьте свежим моторным маслом все детали, об­разующие узлы вращения или скольжения.

— Замените все прокладки, кольце­вые уплотнения и сальники новыми.

1. Установите   вкладыши   коренных подшипников.

а) Совместите выступы верхних вкла­дышей подшипников с выточками (углублениями) постелей блока ци­линдров и вставьте вкладыши.

Примечание: очистите заднюю по­верхность вкладыша подшипника и поверхность блока цилиндров, кон­тактирующую с вкладышем. Не до­пускайте попадания масла и грязи на эти поверхности.

Примечание: верхние половинки вкла­дышей (устанавливаемые в расточку блока цилиндров) имеют масляные канавки или отверстия, а нижние (устанавливаемые в крышки корен­ных подшипников) — нет.

б)
(1ZZFE,  2ZZGE) Установите вкладыши   коренных   подшипников, совместив их выступы с выточками (углублениями) в крышке коренных подшипников.

Примечание: очистите заднюю сто­рону вкладыша подшипника и поверх­ность крышки подшипников, контак­тирующую с вкладышем. Не допус­кайте попадания масла и грязи на эти поверхности.

в)
(1NZFE,  2NZFE) Установите вкладыши   коренных  подшипников, совместив их выступы с выточками (углублениями) в крышке коренных подшипников.

Примечание: очистите заднюю сто­рону вкладыша подшипника и поверх­ность крышки подшипника, контак­тирующую с вкладышем. Не допус­кайте попадания масла и грязи на эти поверхности.

Примечание: установите подшипни­ки так, чтобы с обеих сторон был зазор. Разница зазоров слева и спра­ва не должна превышать следующее значение:

А — В = 0,8 мм и ниже;

С — О = 0,4 мм и ниже.

2. Установите верхние упорные полу­кольца в постель коренного подшип­ника №3 смазочными канавками наружу.

3. Нанесите моторное масло на верх­ние вкладыши коренных подшипников и уложите коленчатый вал в блок ци­линдров.

4,
(1ZZFE, 2ZZGE) Установите крыш­ку коренных подшипников в блок ци­линдров.

а) Удалите старый герметик. Будьте осторожны, не повредите контакт­ные поверхности верхней части мас­ляного поддона и блока цилиндров.

— Используя лезвие и скребок, уда­лите старый герметик с контактных поверхностей и из углублений под герметик.

-Тщательно очистите все компо­ненты перед установкой. — Используя безосадочный раство­ритель, очистите поверхности пе­ред нанесением герметика.

б) Нанесите герметик на крышку ко­ренных подшипников, как показано на рисунке.

— Не наносите избыточное количе­ство герметика на контактные по­верхности.

• Детали должны быть собраны в течение времени, указанного в ин­струкции по применению гермети­ка. В противном случае герметик должен быть очищен и нанесен снова.

в) Молотком с пластиковым бойком слегка обстучите крышку коренных подшипников для ее правильной ус­тановки.

5.  (1ZZFE) Заверните двенадцати­гранные   болты   крепления   крышки подшипников.

Примечание:

— Болты крепления крышки под­шипников затягиваются в три ша­га (б) и (г).

— Если один из болтов деформиро­ван или не затягивается номи­нальным моментом затяжки, заме­ните его.

а) Нанесите тонкий слой моторного масла на резьбы и под головки бол­тов крепления крышки коренных подшипников.

б) Установите и равномерно затяните 10 болтов крышки коренных подшип­ников в несколько проходов в показан­ной на рисунке последовательности.

Момент затяжки.…………………22 Нм

Примечание: если болт не затягивает­ся указанным моментом, замените его.

в) Нанесите на грань болта, обра­щенную к передней части двигате­ля, метку.

г) Доверните болты на 90° в поряд­ке, указанном выше.

д) Убедитесь, что все метки повер­нуты на 90° от первоначального по­ложения.

6,
(2ZZGE) Заверните двенадцати­гранные   болты   крепления   крышки подшипников.

Примечание:

— Болты крепления крышки под­шипников затягиваются в четыре шага (6), (в), (д) и (е).

— Если один из болтов деформиро­ван, замените его.

а) Нанесите тонкий слой моторного масла на резьбу и под головки бол­тов крепления крышки коренных подшипников.

б) Установите и равномерно затяните 10 болтов крышки коренных подшип­ников в несколько проходов в показан­ной на рисунке последовательности.

Момент затяжки………………….22 Нм

в) Равномерно затяните болты крышки коренных подшипников в несколько проходов в показанной на рисунке последовательности.

Момент затяжки.………………….44 Нм

Читайте также:  После замены ремня грм машина не заводится: причины и решение проблемы

Примечание: если болт не затягивает­ся указанным моментом, замените его.

Г) Нанесите метку на грань болта, обращенную к передней части дви­гателя.

р) Поверните болты на 45°.

е) Доверните болты еще на 45° в порядке, указанном выше.

ж) Убедитесь, что все метки повер­нуты на 90° от первоначального по­ложения.

7.
(1ZZFE, 2ZZGE) заверните 10 бол­тов (с шестигранной головкой) креп­ления крышки коренных подшипников.

а) Установите и равномерно затяни­те 10 болтов в несколько проходов.

Момент затяжки……………….78,5 Нм

б)
(2ZZGE) Нанесите герметик на 2­3 витка резьбы четырех пробок и заверните их.

Момент затяжки…………………43 Нм

в) Убедитесь, что коленчатый вал вращается свободно.

8.
(1NZFE, 2NZFE) Установите крыш­ки коренных подшипников.

а) Установите пять крышек корен­ных подшипников.

Примечание: каждая крышка подшип­ника имеет номер и метку “перед”.

б) Нанесите тонкий слой моторного масла на резьбу и под головки бол­тов крепления крышек коренных подшипников.

в) Установите и равномерно затяните болты крышек коренных подшипни­ков за несколько проходов в показан­ной на рисунке последовательности.

Момент затяжки…………………..22 Нм

г) Пометьте болты краской.

д) Доверните болты на 90°.

е) Убедитесь, что коленчатый вал вращается свободно.

9. Измерьте осевой зазор коленчатого вала (см. выше).

10. Установите поршень и шатун в сборе.

Используя приспособление для сжа­тия колец, установите в цилиндры поршневые комплекты в соответствии с их номерами, сориентировав метки “перед” на поршнях по направлению к передней части двигателя, как пока­зано на рисунке.

11. Установите нижние крышки шатунов.

А. Установите нижние крышки на ша­туны,

а) Проверьте соответствие нумера­ции крышек шатунных подшипников и шатунов.

Примечание: очистите заднюю сто­рону вкладыша подшипника и поверх­ность крышки подшипников, контак­тирующую с вкладышем. Не допус­кайте попадания масла и грязи на эти поверхности,

б) Установите нижние крышки шату­нов так, чтобы метки “перед” были обращены к передней части двига­теля.

Б. Заверните болты.

Примечание:

— Болты затягиваются в два этапа,

— Если какой-нибудь из шатунных болтов сломан или деформирован, замените его.

а) Нанесите слой моторного масла на резьбы и под головки болтов.

б) Проведите первичную затяжку болтов крышек шатунов равномерно в несколько проходов.

Момент затяжки:

1NZ-FE, 2NZ-FE…………………..15 Нм

1ZZ-FE……………………………….20 Нм

2ZZ-GE………………………………30 Нм

Если какой-либо болт не затягива­ется указанным моментом, замените его.

в) Пометьте болты краской.

г) Доверните болты на 90°, как пока­зано на рисунках.

д) Убедитесь, что метки на болтах повернуты на 90° от первоначально­го положения.

е) Убедитесь, что коленчатый вал поворачивается свободно.

ж) Используя стрелочный индика­тор, измерьте осевой зазор при пе­ремещении шатуна назад и вперед (см. выше).

12. Установите кран слива охлаждаю­щей жидкости с блока цилиндров.

а) Нанесите герметик на 2-3 витка резьбы крана.

б) Установите кран и затяните его указанным ниже моментом.

Момент затяжки:

1NZ-FE, 2NZ-FE………….35 Нм

1ZZ-FE…………………………38 Нм

2ZZ-GE…………………………25 Нм

в) После затяжки указанным момен­том поверните край по ходу часовой стрелки, сориентировав его носиком вниз.

Источник: http://avto-remont-toyota.ru/sborka-bloka-cilindrov.html

Момент затяжки коренных и шатунных вкладышей

Ремонт двигателя считается в автомобиле самым сложным, ведь ни одна другая его деталь не содержит такое огромное количество элементов, взаимосвязанных между собой.

С одной стороны, это очень удобно, ведь в случае поломки одного из них нет необходимости менять весь узел целиком, достаточно просто заменить вышедшую из строя деталь, с другой – чем больше составных элементов, тем сложнее устройство и тем сложнее разобраться в нем тому, кто не очень опытен в авторемонтных делах.

Однако при большом желании можно все, особенно если ваше рвение подкреплено теоретическими знаниями, например, в вопросе определения момента затяжки коренных и шатунных вкладышей. Если же пока это словосочетание для вас – набор непонятных слов, прежде, чем лезть в двигатель, обязательно прочтите эту статью.

Содержание

  • Подшипники скольжения, их виды и роль в работе ДВС.
  • Видео.

Подшипники скольжения, их виды и роль в работе ДВС

Коренные и шатунные вкладыши – это две разновидности подшипников скольжения. Производятся они по одной технологии и отличаются друг от друга лишь внутренним диаметром (у вкладышей шатунов этот диаметр меньше).

Главная задача вкладышей – преобразование поступательных движений (вверх-вниз) во вращательные и обеспечение бесперебойной работы коленчатого вала, чтобы тот не износился раньше срока. Именно для этих целей вкладыши устанавливаются под строго определенным зазором, в котором поддерживается строго заданное давление масла.

Если зазор этот увеличивается, давление моторного масла в нем становится меньше, а значит, шейки газораспределительного механизма, коленчатого вала и пр. важных узлов изнашиваются намного быстрее.

Стоит ли говорить, что слишком сильное давление (уменьшенный зазор) также не несет в себе ничего положительного, так как создает дополнительные препятствия в работе коленчатого вала, он может начать подклинивать.

Вот почему так важно контролировать данный зазор, что невозможно без использования в ремонтных работах динамометрического ключа, знания необходимых параметров, которые прописываются производителем в технической литературе по ремонту двигателя, а также соблюдения момента затяжки коренных и шатунных вкладышей. К слову, усилие (момент) затяжки болтов крышек шатунных и коренных вкладышей различен.

Обращаем ваше внимание, что приводимые нормативы актуальны только при применении новых комплектов деталей, так как сборка/разборка бывшего в работе узла за счет его выработки не может гарантировать соблюдении необходимых зазоров.

Как вариант, в данной ситуации при затяжке болтов можно ориентироваться на верхнюю границу рекомендуемого момента, либо можно использовать специальные ремонтные вкладышами с четырьмя разными размерами, отличающимися друг от друга на 0,25 мм, при условии шлифовки коленвала до тех пор, пока минимальный зазор между трущимися элементами не станет составлять 0,025/0,05/0,075/0,1/0,125 (в зависимости от имеющегося зазора и используемого ремонтного изделия).

Примеры конкретных моментов затяжки болтов крышек шатунных и коренных вкладышей для некоторых автомобилей семейства ВАЗ.

Модель автомобиля Момент затяжки крышки постелей, Н*м (кгс.м.) Момент затяжки вкладышей шатунов, Н*м (кгс.м.)
ВАЗ 2108 69,0–84,0 (6,9–8,4) 44,0–54,0 (4,4–5,4)
ВАЗ 2106 68,31–84,38 (6,97–8,61) 43,32–53,51 (4,42–5,4)
Lada Priora 68,31-84,38 (6,97-8,61) 43,3-53,5 (4,42-5,46)

Видео

Источник: http://PortalVAZ.ru/moment-zatyazhki-korennyx-i-shatunnyx-vkladyshej-obzornaya-statya/

Сборка блока цилиндров двигателя К4М

Страница 3 из 3

Установка вкладышей шатунных подшипников

Рис. 12

Двигатель оснащен гладкими вкладышами без направляющих усиков (см. 4, рис. 12). Вкладыши устанавливаются с помощью приспособления Mot. 1492.

-Выберите оправку (1) в соответствии с моделью двигателя (модель двигателя см. метки (2)).

– Установите оправку в паз корпуса (3).

– Установите шатун на приспособление Mot. 1492.

– Наденьте верхнюю головку шатуна к опорному штифту и прижмите шатун по стрелке (а).

– Установите вкладыш на оправку.

– Подайте оправку с вкладышем в нижнюю головку шатуна (b).

– Извлеките оправку из головки шатуна и повторите операции с остальными шатунами.

– Установите крышку шатуна на штифты корпуса.

– Установите шатунный вкладыш на оправку (с).

– Подайте оправку с вкладышем в крышку шатуна (d).

– Извлеките оправку из крышки шатуна и аналогично соберите остальные крышки шатунов.

Сборка шатунов с поршнями и установка колец, рассмотрена в статье  – «Сборка ШПГ»

Моменты затяжки крепежных соединений

Узел Моментзатяжки, Нм
Болты крепления крышек коренных подшипников коленвала 20+62˚±4˚
Болты крепления крышек шатунов 20+40˚±6˚
Болты крепления крышки водяного насоса 15
Болты крепления водяного насоса 17
Болты крепления шкива водяного насоса 20
Болт крепления обводного ролика 50
Болты маслоуспокоителя и масляного насоса 24
Болты крепления поддона картера 14
Датчик уровня масла 16-24
Ниппель масляного фильтра (без охладителя) 10-20
Ниппель масляного фильтра (с охладителем) 55-60
Датчик детонации 20
Датчик давления масла 30
Масляный фильтр 10-14
Болты крепления трубопровода подвода охлаждающей жидкости 9
Болты крепления обычного маховика 50-55
Болты крепления двойного демпфирующего маховика 18-22,+50˚±6˚
Болтов М6 крепления кожуха сцепления 15±10%
Болтов М7 крепления кожуха сцепления 20±10%
Болтов М8 крепления кожуха сцепления 25±10%

Продолжение статьи по сборке блока цилиндров К4М в следующей статье.

Источник: http://aubito.ru/dvigateli/k4m/sborka-bloka-tsilindrov-dvigatelya-k4m?start=2

Как собрать блок цилиндров двигателя К4М

Страница 2 из 2

Проверка зазора в коренных подшипниках

При проверке зазора ни в коем случае не поворачивайте коленчатый вал.

– Удалите остатки масла с коренных шеек и опор блока цилиндров.

– Установите коленчатый вал и упорные полукольца коленчатого вала на 3-й опоре (канавками к щекам коленчатого вала).

– Отрежьте несколько кусочков калиброванной пластиковой проволоки от мотка (см. 1, рис.9).

– Положите проволоку по оси коренных шеек коленчатого вала (вне зоны отверстий для смазки опор).

– Установите на штатные места крышки коренных подшипников коленчатого вала (см. рис. 10).

– Штатно затяните болты крышек коренных подшипников коленчатого вала в указанном порядке. При этом пластиковая проволока будет раздавлена — она займет весь зазор между вкладышем и шейкой коленчатого вала.

– Снимите крышки коренных подшипников и выньте коленчатый вал из постели.

– По ширине сплющенной калиброванной проволоки, с помощью штатного шаблона, определите зазор между вкладышами и коренными шейками (2) (см. Рис. 10).

– Проверьте величину зазора, которая должна составлять 0,027—0,054 мм.

– Очистите коленчатый вал, и вкладыши коренных подшипников от остатков калиброванной проволоки.

Читайте также:  Газ на автомобиль: особенности и поколения гбо

Проверка осевого зазора коленчатого вала

– Смажьте моторным маслом вкладыши Коренных подшипников коленчатого вала. Смазывается только поверхность, направленная к шейке вала.

– установите коленчатый вал.

– Проверьте наличие упорных полуколец на 3-й опоре (канавки полуколец должны быть направлены к щекам коленчатого вала).

Посадочные поверхности опоры блока цилиндров и крышки коренного подшипника № 1 должны быть чистыми, сухими, без следов масла.

Избыток герметика будет выдавлен при затяжке деталей.

Попадание капель застывшего герметика в масло или охлаждающую жидкость может закупорить некоторые узлы и агрегаты (двигатель, радиатор и т.д.).

– Нанесите состав RHODORSEAL 5661 полосками шириной 1 мм (см. по стрелке, рис. 11).

– Установите крышки коренных подшипников коленчатого вала, установив крышку №1 со стороны маховика (см. рис. 10).

– Затяните болты крышек коренных подшипников коленчатого вала в указанном порядке.

– Проверьте осевое перемещение коленчатого вала, которое должно составлять:

– новые полукольца, мм. 0,045—0,252;

– старые полукольца, мм. 0,045—0,852.

– Проверьте легкость вращения коленчатого вала.

Установка вкладышей шатунных подшипников

Двигатель оснащен гладкими вкладышами без направляющих усиков (см. 4, рис. 12).

Вкладыши устанавливаются с помощью приспособления Mot. 1492.

-Выберите оправку (1) в соответствии с моделью двигателя (модель двигателя см. метки (2)).

– Установите оправку в паз корпуса (3).

– Установите шатун на приспособление Mot. 1492.

– Наденьте верхнюю головку шатуна к опорному штифту и прижмите шатун по стрелке (а).

– Установите вкладыш на оправку.

– Подайте оправку с вкладышем в нижнюю головку шатуна (b).

– Извлеките оправку из головки шатуна и повторите операции с остальными шатунами.

– Установите крышку шатуна на штифты корпуса.

– Установите шатунный вкладыш на оправку (с).

– Подайте оправку с вкладышем в крышку шатуна (d).

– Извлеките оправку из крышки шатуна и аналогично соберите остальные крышки шатунов.

Сборка шатунов с поршнями и установка колец, рассмотрена в статье  – «Сборка ШПГ»

Моменты затяжки крепежных соединений

Узел Моментзатяжки, Нм
Болты крепления крышек коренных подшипников коленвала 20+62˚±4˚
Болты крепления крышек шатунов 20+40˚±6˚
Болты крепления крышки водяного насоса 15
Болты крепления водяного насоса 17
Болты крепления шкива водяного насоса 20
Болт крепления обводного ролика 50
Болты маслоуспокоителя и масляного насоса 24
Болты крепления поддона картера 14
Датчик уровня масла 16-24
Ниппель масляного фильтра (без охладителя) 10-20
Ниппель масляного фильтра (с охладителем) 55-60
Датчик детонации 20
Датчик давления масла 30
Масляный фильтр 10-14
Болты крепления трубопровода подвода охлаждающей жидкости 9
Болты крепления обычного маховика 50-55
Болты крепления двойного демпфирующего маховика 18-22,+50˚±6˚
Болтов М6 крепления кожуха сцепления 15±10%
Болтов М7 крепления кожуха сцепления 20±10%
Болтов М8 крепления кожуха сцепления 25±10%

Продолжение статьи по сборке блока цилиндров К4М в следующей статье.

Источник: http://autoruk.ru/marka-avto1/lada-largus/dvigatel-k4m/kak-sobrat-blok-tsilindrov-dvigatelya-k4m?start=1

Момент затяжки шатунных вкладышей

ГлавнаяВаз 2110Момент затяжки шатунных вкладышей

Ремонт двигателя считается в автомобиле самым сложным, ведь ни одна другая его деталь не содержит такое огромное количество элементов, взаимосвязанных между собой.

С одной стороны, это очень удобно, ведь в случае поломки одного из них нет необходимости менять весь узел целиком, достаточно просто заменить вышедшую из строя деталь, с другой – чем больше составных элементов, тем сложнее устройство и тем сложнее разобраться в нем тому, кто не очень опытен в авторемонтных делах.

Однако при большом желании можно все, особенно если ваше рвение подкреплено теоретическими знаниями, например, в вопросе определения момента затяжки коренных и шатунных вкладышей. Если же пока это словосочетание для вас – набор непонятных слов, прежде, чем лезть в двигатель, обязательно прочтите эту статью.

Подшипники скольжения, их виды и роль в работе ДВС

Коренные и шатунные вкладыши – это две разновидности подшипников скольжения. Производятся они по одной технологии и отличаются друг от друга лишь внутренним диаметром (у вкладышей шатунов этот диаметр меньше).

Главная задача вкладышей – преобразование поступательных движений (вверх-вниз) во вращательные и обеспечение бесперебойной работы коленчатого вала, чтобы тот не износился раньше срока. Именно для этих целей вкладыши устанавливаются под строго определенным зазором, в котором поддерживается строго заданное давление масла.

Если зазор этот увеличивается, давление моторного масла в нем становится меньше, а значит, шейки газораспределительного механизма, коленчатого вала и пр. важных узлов изнашиваются намного быстрее.

Стоит ли говорить, что слишком сильное давление (уменьшенный зазор) также не несет в себе ничего положительного, так как создает дополнительные препятствия в работе коленчатого вала, он может начать подклинивать.

Вот почему так важно контролировать данный зазор, что невозможно без использования в ремонтных работах динамометрического ключа, знания необходимых параметров, которые прописываются производителем в технической литературе по ремонту двигателя, а также соблюдения момента затяжки коренных и шатунных вкладышей. К слову, усилие (момент) затяжки болтов крышек шатунных и коренных вкладышей различен.

Обращаем ваше внимание, что приводимые нормативы актуальны только при применении новых комплектов деталей, так как сборка/разборка бывшего в работе узла за счет его выработки не может гарантировать соблюдении необходимых зазоров.

Как вариант, в данной ситуации при затяжке болтов можно ориентироваться на верхнюю границу рекомендуемого момента, либо можно использовать специальные ремонтные вкладышами с четырьмя разными размерами, отличающимися друг от друга на 0,25 мм, при условии шлифовки коленвала до тех пор, пока минимальный зазор между трущимися элементами не станет составлять 0,025/0,05/0,075/0,1/0,125 (в зависимости от имеющегося зазора и используемого ремонтного изделия).

Примеры конкретных моментов затяжки болтов крышек шатунных и коренных вкладышей для некоторых автомобилей семейства ВАЗ.

Модель автомобиля Момент затяжки крышки постелей, Н*м (кгс.м.) Момент затяжки вкладышей шатунов, Н*м (кгс.м.)
ВАЗ 2108 69,0–84,0 (6,9–8,4) 44,0–54,0 (4,4–5,4)
ВАЗ 2106 68,31–84,38 (6,97–8,61) 43,32–53,51 (4,42–5,4)
Lada Priora 68,31-84,38 (6,97-8,61) 43,3-53,5 (4,42-5,46)

Видео

portalvaz.ru

Toyota | Проверка шатунных и коренных вкладышей

1. Очистите коренные и шатунные шейки коленчатого вала от смазки, а смазочные отверстия продуйте сжатым воздухом. 2. Установите вкладыши коренных подшипников на блок цилиндров двигателя. 3. Установите упорные полукольца коленчатого вала. 4. Установите коленчатый вал на вкладыши коренных подшипников в блоке цилиндров. 5. Установите оставшиеся вкладыши коренных подшипников в крышки коренных подшипников коленчатого вала. 6. Расположите отрезки пластикового измерительного стержня Plastigauge на шейках коренных подшипников коленчатого вала. 7. В соответствии с маркировкой установите крышки коренных подшипников. 8. Затяните болты крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала.Момент затяжки: 54–59 Н•м ПредупреждениеНе проворачивайте коленчатый вал двигателя при измерении зазора коренных подшипников коленчатого вала. 9. Выверните болты и снимите крышки коренных подшипников коленчатого вала. Измерительным шаблоном измерьте ширину деформированного пластикового стержня Plastigauge и определите величину зазора. ПредупреждениеСамый широкий участок стержня Plastigauge соответствует наименьшему зазору, а самый узкий участок соответствует наибольшему зазору. 10. Если зазор превышает предельно допустимое значение, перешлифуйте шейки коленчатого вала и используйте ремонтные вкладыши увеличенного размера.Номинальный зазор: 0,018–0,036 мм Максимально допустимый зазор: 0,08 мм 11. Снимите коленчатый вал с блока цилиндров и удалите деформированный пластиковый стержень Plastigauge с шеек коленчатого вала и вкладышей коренных подшипников. 12. Нанесите тонкий слой моторного масла на вкладыши коренных подшипников в блоке цилиндров и установите коленчатый вал на вкладыши. 13. Нанесите тонкий слой моторного масла на коренные шейки коленчатого вала и вкладыши в крышках коренных подшипников. 14. В соответствии с маркировкой установите крышки коренных подшипников коленчатого вала. 15. В определенной последовательности затяните болты крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала.Момент затяжки: 54–59 Н•м 16. Проверните коленчатый вал и проверьте, что он вращается легко и плавно. 17. Установите измерительный наконечник индикатора часового типа на передний торец коленчатого вала. 18. Переместите коленчатый вал вдоль оси до упора и установите шкалу индикатора часового типа на ноль. 19. Переместите коленчатый вал вдоль оси в другую сторону до упора и прочтите значения осевого люфта на шкале индикатора.Осевой люфт коленчатого вала: 0,080–0,282 мм 20. Если осевой люфт превышает допустимые значения, необходимо заменить упорные полукольца коленчатого вала. Толщина упорных полуколец

Упорное полукольцо Толщина, мм
Номинальное 2,500–2,550
Номинальное (+0,25) 2,625–2,675
Номинальное (+0,50) 2,750–2,800
Номинальное (+0,75) 2,875–2,925
21. Вручную установите уплотнительное кольцо в заднюю крышку блока цилиндров. Специальным приспособлением вдавите уплотнительное кольцо в заднюю крышку так, чтобы торец кольца находился на одном уровне с крышкой. 22. Установите заднюю крышку и закрепите болтами. 23. Установите поршни с шатунами. 24. Установите маховик, переднюю крышку, головку блока цилиндров, масляный поддон и зубчатый ремень.

automn.ru

Toyota Corolla | Проверка шатунных и коренных вкладышей

1. Очистите коренные и шатунные шейки коленчатого вала от смазки, а смазочные отверстия продуйте сжатым воздухом. 2. Установите вкладыши коренных подшипников на блок цилиндров двигателя. 3. Установите упорные полукольца коленчатого вала. 4. Установите коленчатый вал на вкладыши коренных подшипников в блоке цилиндров. 5. Установите оставшиеся вкладыши коренных подшипников в крышки коренных подшипников коленчатого вала. 6. Расположите отрезки пластикового измерительного стержня Plastigauge на шейках коренных подшипников коленчатого вала. 7. В соответствии с маркировкой установите крышки коренных подшипников. 8. Затяните болты крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала.Момент затяжки: 54–59 Н•м ПредупреждениеНе проворачивайте коленчатый вал двигателя при измерении зазора коренных подшипников коленчатого вала. 9. Выверните болты и снимите крышки коренных подшипников коленчатого вала. Измерительным шаблоном измерьте ширину деформированного пластикового стержня Plastigauge и определите величину зазора. ПредупреждениеСамый широкий участок стержня Plastigauge соответствует наименьшему зазору, а самый узкий участок соответствует наибольшему зазору. 10. Если зазор превышает предельно допустимое значение, перешлифуйте шейки коленчатого вала и используйте ремонтные вкладыши увеличенного размера.Номинальный зазор: 0,018–0,036 мм Максимально допустимый зазор: 0,08 мм 11. Снимите коленчатый вал с блока цилиндров и удалите деформированный пластиковый стержень Plastigauge с шеек коленчатого вала и вкладышей коренных подшипников. 12. Нанесите тонкий слой моторного масла на вкладыши коренных подшипников в блоке цилиндров и установите коленчатый вал на вкладыши. 13. Нанесите тонкий слой моторного масла на коренные шейки коленчатого вала и вкладыши в крышках коренных подшипников. 14. В соответствии с маркировкой установите крышки коренных подшипников коленчатого вала. 15. В определенной последовательности затяните болты крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала.Момент затяжки: 54–59 Н•м 16. Проверните коленчатый вал и проверьте, что он вращается легко и плавно. 17. Установите измерительный наконечник индикатора часового типа на передний торец коленчатого вала. 18. Переместите коленчатый вал вдоль оси до упора и установите шкалу индикатора часового типа на ноль. 19. Переместите коленчатый вал вдоль оси в другую сторону до упора и прочтите значения осевого люфта на шкале индикатора.Осевой люфт коленчатого вала: 0,080–0,282 мм 20. Если осевой люфт превышает допустимые значения, необходимо заменить упорные полукольца коленчатого вала. Толщина упорных полуколец

Читайте также:  Полноприводная коробка передач: устройство полного привода и особенности
Упорное полукольцо Толщина, мм
Номинальное 2,500–2,550
Номинальное (+0,25) 2,625–2,675
Номинальное (+0,50) 2,750–2,800
Номинальное (+0,75) 2,875–2,925
21. Вручную установите уплотнительное кольцо в заднюю крышку блока цилиндров. Специальным приспособлением вдавите уплотнительное кольцо в заднюю крышку так, чтобы торец кольца находился на одном уровне с крышкой. 22. Установите заднюю крышку и закрепите болтами. 23. Установите поршни с шатунами. 24. Установите маховик, переднюю крышку, головку блока цилиндров, масляный поддон и зубчатый ремень.

automn.ru

Момент затяжки коренных и шатунных вкладышей. Все об этом

Владельцы машин, которые самостоятельно ремонтируют свои авто, интересует рекомендованный момент затяжки коренных и шатунных вкладышей. Это очень важный момент для правильной и надёжной эксплуатации силового агрегата.

Ремонт двигателя является довольно ответственной и важной операцией, технологический процесс выполнения которой, предусматривает выполнение расчётных сопряжений между трущимися парами, к ним относятся шатунные и коренные подшипники скольжения.

Момент затяжки коренных и шатунных вкладышей в инструкции по эксплуатации автомобиля обычно не указывается, эти данные следует искать в специальной литературе или других источниках.

Учитывать эти рекомендации следует обязательно, потому, что от этого зависит срок эксплуатации двигателя после ремонта, его динамические и экономические показатели.

В этой статье, мы постараемся дать полезные советы водителям, особенно тем, которые ранее не производили ремонт силового агрегата самостоятельно.

Зачем нужны такие подшипники?В составе двигателя внутреннего сгорания имеется несколько тысяч мелких и довольно крупных деталей. Коленчатый вал двигателя относится к крупным деталям и является одной из самых важных деталей силового агрегата.

С его помощью производится передача энергии сгоревшей топливной смеси ведущим колёсам машины. Эта деталь является дорогостоящей и сложной для изготовления, поэтому предусматриваются конструктивные особенности для продления его срока службы.

К таким особенностям в полной мере относятся шатунные и коренные вкладыши. Так как коленчатый вал непрерывно вращается, необходимо создать ему благоприятные условия, которые исключат его износ раньше установленного срока. Установить роликовые или шариковые подшипники в эту конструкцию невозможно, поэтому такая функция возложена на коренные и шатунные подшипники скольжения.

Для их изготовления применяют более мягкий материал, чем при использовании в производстве коленчатых валов. Изделия дополнительно покрывают дополнительным антифрикционным слоем.

В места соприкосновения подшипника и шейки вала подаётся для смазки моторное масло под давлением создаваемого масляным насосом.

Правильный зазор между вкладышем и шейкой вала обеспечивает смазку трущейся пары, а также поддерживает нужную величину давления масла в системе.

При увеличении этого зазора давление моторного масла уменьшается, а это приводит к ускоренному износу шеек коленчатого вала, механизма газораспределения и других важных узлов силового агрегата. Опытные водители уже по показателям давления моторного масла, могут предсказать скорую замену вкладышей с расточкой шеек вала до следующего ремонтного размера.

Подшипники скольжения бывают двух видов, это изделия для коренных шеек коленчатого вала или шатунные, которые связывают между собой вал и шатуны с поршнями. Их изготавливают по одинаковой технологии, а их отличие заключается только во внутреннем диаметре.

Кроме стандартного размера, выпускается ряд ремонтных изделий, толщина которых увеличивается в каждом конкретном случае на 0,25 мм.

Таких ремонтных размеров всего четыре, это значит, что последний ремонтный вкладыш будет иметь диаметр меньше стандартного на 1 мм.

Как правильно подобрать?Такие подшипники скольжения состоят из двух половинок, которые для правильной установки имеют специальные замки. Между вкладышем и шейкой вала должен обеспечиваться зазор, рекомендованный производителем двигателя. Если ремонт силового агрегата производится без перешлифовки шеек коленчатого вала, нужно проверить имеющийся зазор в трущейся паре.

Это можно сделать разными способами. Чаще всего размеры шеек вала замеряются микрометром, а внутренний диаметр подшипников на собранном шатуне, измеряют нутромером со стрелочным индикатором. Более точный замер можно произвести с помощью контрольных полосок из бумаги или медной фольги. Также в продаже имеются наборы контрольной проволоки из пластмассы.

Минимальный зазор для трущихся пар должен соответствовать размеру 0,025 мм. Если его величина будет более 0,08 мм то вал нужно отправлять на шлифовку до следующего размера.

Установка на коленчатый валСборка намного проще проведения контрольных замеров. В постели коренных шеек укладывают подшипники скольжения, это следует выполнить правильно, так как средний подшипник имеет отличие от остальных вкладышей.

Перед их установкой следует удалить консервирующую смазку, а затем нанести слой моторного масла. Далее следует на свои места установить крышки постелей и произвести их затяжку. Момент затяжки выбирают по конкретной модели двигателя.

Так для двигателя ВАЗ 2108 он будет в пределах от 68 до 84 н*м.

Примерно таким же образом следует установить вкладыши шатунов. Следует быть внимательным при установке их крышек на свои места. Они имеют свою маркировку и менять их местами нельзя. Момент затяжки их несколько меньше, он будет в пределах от 43 до 53 н*м.

Момент затяжки коренных и шатунных вкладышей для каждого двигателя имеет свою величину. Поэтому прежде чем их устанавливать, нужно найти эти данные, чтобы правильно выполнить ремонт.

Выполняйте все рекомендации руководства по ремонту, чтобы избежать неприятных последствий.

www.lituri.ru

Источник: http://www.allanda-auto.ru/vaz-2110/moment-zatyazhki-shatunnyh-vkladyshej.html

Проверка и замена вкладышей шатунных и коренных подшипников. | Обслуживание и эксплуатация трактора Т-130М

Признаком износа коренных и шатунных подшипников является хорошо прослушиваемый металлический стук а нижней части блока при различном числе оборотов двигателя, а также падение давления масла в масляной магистрали ниже допустимого.

На новом двигателе зазор в шатунных подшипниках должен быть в пределах 0,085—0,140 мм и в коренных — 0,104—0,160 мм. Допустимый зазор в шатунных подшипниках— до 0,25 мм при овальности шейки вала не более 0,06 мм, для коренных подшипников — до 0,30 мм при овальности шейки не более 0,08 мм.

Осевой люфт коленчатого вала нового двигателя должен находиться в пределах 0,110—0,385 мм, а находящегося в эксплуатации до 0,60 мм. Перемещение шатунов вдоль шатунных шеек допускается 0,18—0,44 мм.

Для проверки зазоров в коренных подшипниках снимают коленчатый вал и устанавливают в блоке крышки коренных подшипников с вкладышами. Гайки крышек коренных подшипников затягивают динамометрическим ключом; момент затяжки 20—22 кгм.

При определении таким же способом зазора в шатунных подшипниках момент затяжки гаек должен быть в пределах 14—16 кгм. Для уменьшения чрезмерного зазора в коренных и шатунных подшипниках заменяют вкладыши и шлифуют шейки коленчатого вала под ремонтный размер (табл.22).

Не следует пропускать очередной ремонтный размер шейки, если нет вкладыша требуемого диаметра, так как это приводит к сокращению срока службы коленчатого вала.

При шлифовке шеек следует выдерживать верхний предел ремонтного размера и равномерно снимать стружку по диаметру шейки, иначе изменится радиус кривошипа.

Изменение радиуса кривошипа больше чем на 0,08 мм может привести к снижению степени сжатия и уменьшению мощности двигателя или вызовет удар поршня о клапан и головку цилиндров.

Радиусы перехода шеек должны сохраняться в пределах 5,5—6 мм. Уменьшение радиуса снижает прочность коленчатого вала, а увеличение — затрудняет нормальное сопряжение поверхностей подшипника. При окончательной доводке поверхности шеек полируют, а кромки масляных каналов притупляют.

Перед укладкой коленчатого вала в двигатель поверхности коренных и шатунных шеек смазывают дизельным маслом.

При укладке следует: сохранять первоначальное положение крышек шатунов коренных подшипников, гайки коренных подшипников затягивать последовательно в 2—3 приема, начиная от средних опор и кончая крайними;

для стопорения гаек шатунных подшипников применять только новые шплинты. Запрещается при подгонке шабрить вкладыши и подпиливать крышки подшипников.

Источник: http://t130m.ru/content/proverka-i-zamena-vkladyshei-shatunnykh-i-korennykh-podshipnikov.html

Ссылка на основную публикацию