Классификация трансмиссионных масел

Классификация трансмиссионного масла

Зубчатые передачи

В нашей стране для классификации смазочных материалов используется стандарт ГОСТ 17479.2–85. Главными критериями разделения масел является вязкость и эксплуатационные характеристики. По вязкости смазочные вещества делятся на 4 класса: 9, 12, 18, 34.

Исходя из области применения и эксплуатационных качеств, трансмиссионные смазки делятся на 5 групп. Смазочные материалы, входящие в первую группу, не содержат присадок. В остальных присутствуют присадки, защищающие от износа. Чем выше группа, тем эффективнее добавки.

К пятой группе относятся универсальные смазки для трансмиссий.

На российском рынке появилось большое количество иностранной продукции для автомобилей, поэтому стали применять классификацию согласно международных стандартов.

Существует несколько международных систем квалификации:

  • по вязкостным характеристикам SAE;
  • по эксплуатационным качествам API;
  • европейская система классификации ZF;
  • военные спецификации США;
  • спецификации компании General Motors;
  • спецификации компании Ford.Расшифровка классификаций для смазочных материалов

 Загрузка …

SAE

Во всем мире получила широкое распространение маркировка трансмиссионных смазок по индексу вязкости – SAE.

Разработанный в Соединенных Штатах, стандарт SAE J306 разделяет смазочные жидкости для трансмиссий, в зависимости от вязкости при эксплуатации автотранспорта в условиях предельных температур: низких и высоких.

По этой квалификации можно определить диапазон температур, в котором разрешается применять определенную смазку для механической КПП и ведущих мостов.

Рекомендации по вязкости трансмиссионных масел, которые могут применяться для МКПП и ведущих мостов автомобиля, указываются производителем в мануале пользователя.

Основываясь на этих рекомендациях, владелец автомобиля выбирает трансмиссивную жидкость среди ассортимента смазочных жидкостей.

Когда выбирается смазка, следует учитывать самую низкую и самую высокую температуру, при которой будет эксплуатироваться авто. Классификация SAE J306 учитывает индекс вязкости при предельных температурах.

Значение низкотемпературного предела вязкости соответствует температуре, при которой достигается динамическая вязкость по Брукфильду 150000 сантипуазов (сП).

Для определения показателей проводились реальные испытания с агрегатами различных конструкций. При превышении этих значений подшипники шестерен на вале разрушались.

Поэтому важно следовать рекомендациям производителей по низкотемпературному пределу применения.

Значение высокотемпературного предела определяется по показаниям кинематической вязкости смазки при температуре 100 градусов. Этот показатель помогает приблизительно определить, какую нагрузку может выдержать защитная масляная пленка и насколько достаточно ее будет, чтобы защитить механизм коробки передач при значительных нагрузках и при высоких рабочих температурах.

По классификации SAE смазочные материалы делятся на 9 классов по аналогии с моторными маслами:

  • 4 зимних, индекс вязкости которых содержит букву W (Winter): 70W, 75W, 80W, 85W;
  • 5 летних, у которых отсутствует буквенное обозначение: 80, 85, 90, 140, 250.

Всесезонные масла маркируются с применением обеих маркировок, первая идет зимняя, вторая — летняя, например, SAE 75W-85, SAE 85W-90 и т.п.

Таблица классификации по SAE трансмиссионных смазок по индексу вязкости:

Класс вязкости Max температура для вязкости 150 000 сП, градусов Кинематическая вязкость при температуре 100 градусов, мм2/с
не менее не более
Зимние
 70W -55 4,1
  75W  -40  4,1  —
  80W  -26  7,0  —
  85W  -12  11,0  —
 Летние
 80  —  7,0  11,0
85 11,0 13,5
90 13,5 24,0
140  24,0  41,0
250  41,0  —

Эксплуатация сезонных смазок экономически не выгодна, так как трансмиссионные жидкости имеют большой ресурс. Если использовать сезонные смазки, их приходится менять раньше, чем они выработали свой ресурс. Поэтому более популярны всесезонные.

Разные виды обозначений

API

Единой классификации трансмиссионных жидкостей по качеству, эксплуатационным свойствам и применению не существует. Американским институтом API была разработана система классификаций масел для ручных трансмиссий, содержащая комплексную оценку эксплуатационных качеств смазок. Разделение на категории зависит от особенностей конструкции механических трансмиссий и условий эксплуатации.

На сегодняшний день API признана во всем мире. По этой системе классы имеют обозначение API GL с соответствующим индексом от 1 до 5. На данный момент уже существует пять классов и несколько находятся в стадии разработки. Действующий ныне ГОСТ имеет ту же классификацию и отличается только буквой, стоящей перед индексом.

Таблица классификации API смазочных материалов по качеству:

Категория по API Применяемые присадки Область применения Условия эксплуатации
GL-1 Минеральное базовое масло без присадок или с небольшим количеством антиокислительных, противопенных, антикоррозионных  присадок и легких депрессорных присадок. Цилиндрические, спирально-конусные, червячные передачи, механические КПП. Легкие условия: низкие скорости и небольшие нагрузки.
GL-2 Антифрикционные и противоизносные присадки. Червячные передачи, индустриальное оборудование. Условия средней тяжести
GL-3 Высокое содержание противозадирных и 2,7 % противоизносных присадок. Спирально-конические передачи, ступенчатые коробки передач, рулевые механизмы. Условия средней тяжести
GL-4 Противоизносные и 4,0 % высококачественных противозадирных присадок. Ступенчатые, гипоидные передачи в условиях высоких скоростей с малыми крутящими моментами или низких скоростей с большими крутящими моментами, рулевые механизмы.Все виды передач грузовых и легковых автомобилей. Условия разной тяжести от легких до тяжелых.
GL-5 Значительное количество до 6,5% серофосфорсодержащих противозадирных и других многофункциональных присадок. Основное назначение — гипоидные передачи, а также ведущие мосты и все виды передач легкового автотранспорта, которые работают при высоких скоростях и ударных нагрузках на зубья шестерен, карданные приводы и ступенчатые коробки передач мотоциклов. Суровые условия с ударной и знакопеременной нагрузкой.

В таблице отсутствуют категории, находящиеся на стадии проектирования. Для высоконагруженных агрегатов разработан новый тип трансмиссионной смазки API MT-1. Ее применяют для тягачей и автобусов.

Для ручных коробок тяжелых грузовиков предлагается категория API PG-1, для ведущих мостов автобусов и грузовых автомобилей — API PG-2.

Они являются эквивалентами масла API GL-5, но имеют более высокую термическую стабильность и устойчивы к высокотемпературным отложениям.

Видео «Классификация трансмиссионных жидкостей»

В этом видео рассказывается о классификации смазочных материалов для трансмиссий.

Источник: http://AvtoZam.com/kpp/smazka/klassifikatsiya-transmissionnogo-masla/

Колонка тех.эксперта

Эксплуатационные свойства трансмиссионных масел согласно условиям эксплуатации и конструкции агрегатов устанавливает наиболее распространенный в мире стандарт, разработанный American Petroleum Institute (API).

Указателем класса API для трансмиссионных масел является аббревиатура GL (Gear Lubricant) с нумерацией от 1 до 6. В современных легковых автомобилях различных типов используются масла GL-4 и GL-5.

GL 1 – GL-3 применяются только в трансмиссиях старых автомобилей.

Группа GL-6 в настоящее время не используется, так как считается, что класс GL-5 отвечает наиболее строгим требованиям.
В 1998 г.

API, работая в контакте с SAE (Society of Automotive Engineers – Американская Ассоциация Автомобильных Инженеров) и ASTM (American Society for Testing and Materials – Американское общество испытаний материалов), предложил две новые категории оценки качества трансмиссионных масел: PG-1 и PG-2 (PG-1 – для ручных коробок передач тяжелых грузовых автомобилей и автобусов; PG-2 – для ведущих осей грузовых автомобилей и автобусов). Особое внимание уделялось высокотемпературным свойствам этих масел. В технической литературе категорию PG-2 иногда обозначают группой GL-7.

Классификация API предусматривает деление трансмиссионных масел в основном по уровню противозадирных свойств. Чем больше номер группы GL, тем эффективнее присадки, обеспечивающие эти свойства.

В них содержатся сернистые соединения, что в критических режимах работы зубчатых пар приводит к химическим изменениям поверхностного слоя металла, который преобразуется в тонкую модифицированную пленку – продукт износа.

Несмотря на то, что металл при этом химически разъедается, суммарный ущерб в тяжелых условиях работы оказывается меньше.

Но такая химическая модификация масла позволяет снизить износ стали или чугуна. Цветные же металлы, из которых изготавливают синхронизаторы механических КПП, не всегда уживаются с сернистыми соединениями, поэтому изнашиваются быстрее.

Именно поэтому на переднеприводных ВАЗах, пока российскими заводами не было налажено производство соответствующей «трансмиссионки», применялось обычное моторное масло.

В этом случае при отличной сохранности синхронизаторов повышался износ шестерен.

Использование в механических КПП масла класса GL-5 может стать причиной затрудненного включения передач, так как принцип работы синхронизаторов основан на использовании такого явления как трение.

Чем выше коэффициент трения рабочих поверхностей механизма синхронизации, тем легче включаются передачи.

А так как эффективные противоизносные присадки этого масла снижают коэффициент трения, для включения передачи к рычагу КПП необходимо прикладывать большие усилия.

Эти примеры показывают, что классификация API во многом не отражает важных свойств масел, необходимых для эффективной работы агрегатов трансмиссий. В связи с этим автопроизводители выдвигают дополнительные требования к трансмиссионным маслам, используя классификацию API лишь как основу.

Свои спецификации имеют такие фирмы-производители автомобилей и агрегатов как Chrysler, Ford, General Motors, Mack, MAN, Mercedes, Volvo.
Подводя итоги, можно сказать, что масло уровня GL-4 предназначено для работы в синхронизированных коробках передач легковых заднеприводных и переднеприводных автомобилей.

Масло этого класса обеспечивает надежную защиту КПП и в то же время не агрессивно по отношению к синхронизаторам.

Масло GL-5 рекомендуется для работы в тех агрегатах трансмиссии, где имеются гипоидные зацепления. Одна из наиболее часто допускаемых ошибок – заправка маслом класса GL-4 редукторов заднеприводных автомобилей – ведет к более быстрому износу и, как следствие, быстрому выходу из строя шестерен главной пары.

Оптимальным выбором можно считать трансмиссионное масло, получившее спецификацию производителя данного автомобиля. Как правило, ведущие производители масел указывают эти данные на канистре.

Следует знать, что некоторые производители выпускают универсальные масла, предназначенные как для коробки передач с синхронизаторами, так и для нагруженных гипоидных передач.

Уровень противоизносных и противозадирных свойств трансмиссионного масла определяется не только составом и концентрацией присадок, но и вязкостью.

Масла должны, с одной стороны, сохранять высокую вязкость при рабочих температурах, чтобы не разрушалась масляная пленка и нормально уплотнялись зазоры, с другой – не становиться слишком вязкими при минусовых температурах окружающей среды, чтобы на «холодную» не препятствовать вращению шестерен агрегатов. Слишком высокая вязкость усложняет работу синхронизаторов, ведь лишнее очень вязкое масло при переключении передач необходимо постоянно выдавливать из зазоров между контактирующими рабочими поверхностями. В сильные морозы из-за этого на «холодную» также затрудняется включение передач, а автомобиль может двигаться даже на нейтральной передаче (при включенном сцеплении).

SAE J 306 C классифицирует трансмиссионные масла следующим образом: 70W, 75W, 80W, 85W, 80, 85, 90, 140 и 250 (см. таблицы 3.3. и 3.4). Буква W (winter) означает, как и в маслах моторной группы, что вязкость определена при низких температурах, т.е. масло предназначено для эксплуатации в зимнее время.

При указанных в таблице минусовых температурах вязкость масел должна быть в пределах 150000 сП (Санти-пуазов). Кроме того, масло должно соответствовать определенным минимальным требованиям при 1000С. Маркировка вязкости без буквы W – 85, 90 и т.д. говорит о принадлежности к летнему сорту.

Для масел других классов SAE предельные характеристики вязкости в Санти-стоксах (сСт) определены при температуре 1000С. Довольно широкое признание получили всесезонные трансмиссионные масла, в маркировку которых введены два обозначения – зимнее 75W, 80W и т.д. и летнее 85, 90 – например, 75W-90 или 80W-90.

Читайте также:  Плюсы и минусы дизельного двигателя

Чтобы исключить нецелесообразную процедуру замены масел каждые полгода, автопроизводители рекомендуют использовать трансмиссионную «всесезонку».

Трансмиссионное масло должно выбираться с учетом максимальных и минимальных температур, при которых планируется эксплуатация автомобиля. Исходя из этих соображений, классификация SAE основана на показателях низкотемпературной и высокотемпературной вязкостей.

Как показано в таблице 2, чтобы исключить большие потери энергии на трение, оптимальная «зимняя» вязкость в нашей климатической зоне должна соответствовать классу 80W.

«Летнюю» вязкость лучше подбирать в соответствии с требованиями автопроизводителя, которые указаны в руководстве по эксплуатации машины.

Таблица 1. Классификация трансмиссионных масел по уровню эксплуатационных свойств (API)

ГруппаОбласть применения
GL-1 Предназначены для спирально-конусных, червячных передач и механических коробок передач (без синхронизаторов) грузовых автомобилей и сельскохозяйственных машин
GL-2 Червячные передачи, работающие при низких скоростях и нагрузках. Обычно применяются для смазывания трансмиссии тракторов и сельскохозяйственных машин
GL-3 Спирально-конические передачи, работающие в умеренно жестких условиях. Предназначены для смазывания конусных и других передач грузовых автомобилей. Не предназначены для гипоидных передач
GL-4 Гипоидные передачи, работающие в условиях высоких скоростей при малых крутящих моментах и малых скоростей при больших крутящих моментах. В настоящее время эти масла являются основными и для синхронизированных передач
GL-5 Гипоидные передачи, работающие в условиях высоких скоростей при малых крутящих моментах и ударных нагрузках на зубья шестерен. Основное предназначение – для гипоидных передач, имеющих смещение осей. Для синхронизированной механической коробки передач применяются только масла, имеющие специальное подтверждение о соответствии требованиям производителей машин. гипоидных передач, имеющих смещение осей. Для синхронизированной механической коробки передач применяются только масла, имеющие специальное подтверждение о соответствии требованиям производителей машин
GL-6 Гипоидные передачи с увеличенным смещением, работающие в условиях высоких скоростей, больших крутящих моментов и ударных нагрузок. В настоящее время класс GL-6 больше не применяется, так как считается, что класс API GL-5 достаточно хорошо удовлетворяет наиболее строгие требования

Таблица 2. Классификация трансмиссионных масел по вязкости (SAE)

Класс вязкостиМинимальная температура, 0CВязкость, сСт
70W -55 4,1 / –
75W -40 4,1 / –
80W -26 7,0 / –
85W -12 11,0 / –
80 7,0 / < 11,0
85 11,0 / < 13,5
90 13,5 / 24,0
140 24,0 / 41,0
250 41,0 / –

Источник: https://www.agah.ru/expertise_and_training/technical_expert_column/klassifikaczii_transmissionnyix_masel_po_api_i_sae_j_306_c

Классификация трансмиссионных масел: характеристики, фото и видео

В автомобиле применяется ряд рабочих жидкостей, которые обеспечивают его долгосрочную исправную работу в течение всей эксплуатации. Одной из таких жидкостей является трансмиссионное масло.

Оно предназначено для смазки зубчатых соединений, которые находятся ручных КПП, механизмах рулевого управления, ведущих мостах и раздаточных коробках.

В статье рассматриваются трансмиссионные масла: классификация по SAE и API, а также размещено видео о разных видах классификации масел.

Зубчатые передачи

В нашей стране для классификации смазочных материалов используется стандарт ГОСТ 17479.2–85. Главными критериями разделения масел является вязкость и эксплуатационные характеристики. По вязкости смазочные вещества делятся на 4 класса: 9, 12, 18, 34.

Исходя из области применения и эксплуатационных качеств, трансмиссионные смазки делятся на 5 групп. Смазочные материалы, входящие в первую группу, не содержат присадок. В остальных присутствуют присадки, защищающие от износа. Чем выше группа, тем эффективнее добавки.

К пятой группе относятся универсальные смазки для трансмиссий.

На российском рынке появилось большое количество иностранной продукции для автомобилей, поэтому стали применять классификацию согласно международных стандартов.

Существует несколько международных систем квалификации:

  • по вязкостным характеристикам SAE;
  • по эксплуатационным качествам API;
  • европейская система классификации ZF;
  • военные спецификации США;
  • спецификации компании General Motors;
  • спецификации компании Ford.

Расшифровка классификаций для смазочных материалов

Во всем мире получила широкое распространение маркировка трансмиссионных смазок по индексу вязкости – SAE.

Разработанный в Соединенных Штатах, стандарт SAE J306 разделяет смазочные жидкости для трансмиссий, в зависимости от вязкости при эксплуатации автотранспорта в условиях предельных температур: низких и высоких.

По этой квалификации можно определить диапазон температур, в котором разрешается применять определенную смазку для механической КПП и ведущих мостов.

Рекомендации по вязкости трансмиссионных масел, которые могут применяться для МКПП и ведущих мостов автомобиля, указываются производителем в мануале пользователя.

Основываясь на этих рекомендациях, владелец автомобиля выбирает трансмиссивную жидкость среди ассортимента смазочных жидкостей.

Когда выбирается смазка, следует учитывать самую низкую и самую высокую температуру, при которой будет эксплуатироваться авто. Классификация SAE J306 учитывает индекс вязкости при предельных температурах.

Значение низкотемпературного предела вязкости соответствует температуре, при которой достигается динамическая вязкость по Брукфильду 150000 сантипуазов (сП).

Для определения показателей проводились реальные испытания с агрегатами различных конструкций. При превышении этих значений подшипники шестерен на вале разрушались.

Поэтому важно следовать рекомендациям производителей по низкотемпературному пределу применения.

Значение высокотемпературного предела определяется по показаниям кинематической вязкости смазки при температуре 100 градусов. Этот показатель помогает приблизительно определить, какую нагрузку может выдержать защитная масляная пленка и насколько достаточно ее будет, чтобы защитить механизм коробки передач при значительных нагрузках и при высоких рабочих температурах.

По классификации SAE смазочные материалы делятся на 9 классов по аналогии с моторными маслами:

  • 4 зимних, индекс вязкости которых содержит букву W (Winter): 70W, 75W, 80W, 85W;
  • 5 летних, у которых отсутствует буквенное обозначение: 80, 85, 90, 140, 250.

Всесезонные масла маркируются с применением обеих маркировок, первая идет зимняя, вторая — летняя, например, SAE 75W-85, SAE 85W-90 и т.п.

Таблица классификации по SAE трансмиссионных смазок по индексу вязкости:

Эксплуатация сезонных смазок экономически не выгодна, так как трансмиссионные жидкости имеют большой ресурс. Если использовать сезонные смазки, их приходится менять раньше, чем они выработали свой ресурс. Поэтому более популярны всесезонные.

Разные виды обозначений

Единой классификации трансмиссионных жидкостей по качеству, эксплуатационным свойствам и применению не существует. Американским институтом API была разработана система классификаций масел для ручных трансмиссий, содержащая комплексную оценку эксплуатационных качеств смазок. Разделение на категории зависит от особенностей конструкции механических трансмиссий и условий эксплуатации.

На сегодняшний день API признана во всем мире. По этой системе классы имеют обозначение API GL с соответствующим индексом от 1 до 5. На данный момент уже существует пять классов и несколько находятся в стадии разработки. Действующий ныне ГОСТ имеет ту же классификацию и отличается только буквой, стоящей перед индексом.

Таблица классификации API смазочных материалов по качеству:

В таблице отсутствуют категории, находящиеся на стадии проектирования. Для высоконагруженных агрегатов разработан новый тип трансмиссионной смазки API MT-1. Ее применяют для тягачей и автобусов.

Для ручных коробок тяжелых грузовиков предлагается категория API PG-1, для ведущих мостов автобусов и грузовых автомобилей — API PG-2.

Они являются эквивалентами масла API GL-5, но имеют более высокую термическую стабильность и устойчивы к высокотемпературным отложениям.

Видео «Классификация трансмиссионных жидкостей»

В этом видео рассказывается о классификации смазочных материалов для трансмиссий.

  • Что следует знать о трансмиссионном масле Тад 17?
  • Подбираем масло для коробки передач
  • Все о трансмиссионном масле Zic

Источник: http://car-avz.ru/glavnaya/mototsikly/17555-klassifikatsiya-transmissionnykh-masel-kharakteristiki-foto-i-video

Классификация трансмиссионных масел

Трансмиссионное масло предназначено для применения в узлах трения агрегатов трансмиссий, а также в различных редукторах и червячных передачах. Состоит из базового масла (минерального, полусинтетического или полностью синтетического) с добавлением различных, функциональных присадок.

Трансмиссионное масло на синтетической основе имеет наиболее высокий уровень химической стабильности, в пределах заданного класса вязкости в течении всего срока службы и обеспечивает большую несущую способность.Главной функцией трансмиссионного масла является снижение износа деталей механических передач.

Благодаря противоизносным и противозадирным свойствам масла предотвращается появления задиров и повреждений на поверхностях трения.

Трансмиссионные масла подвергаются высокому контактному давлению (более 3000 МПа) одновременно со скоростью сдвига в сопряженных поверхностях до 25 м/с, рабочим температурам до 150°С, а в зонах контакта до 350°С, сохраняя масляную «прокладку» в местах трения.

Для обеспечения устойчивости к воздействию сверхвысоких давлений смазочные масла должны обладать высокой вязкостью, обеспечивающей образование граничного слоя, препятствующего непосредственному контакту трущихся деталей.

С увеличением вязкости масла, возрастает нагрузочная способность защитной масляной пленки, предотвращая сухое трение деталей. Однако растут и энергетические потери на преодоление сопротивления вязкости масла.

С другой стороны, что бы обеспечить надежное смазывание трансмиссии, при отрицательных температурах трансмиссионное масло должно быть достаточно текучим.

В дополнительной информации к маслу содержатся данные о параметрах кинематической вязкости при рабочих температурах 40°С, и 100°С, а так же значение индекса вязкости.

Индекс вязкости – эмпирическое число, которое указывает на степень изменения вязкости масла при изменении температуры.

Масла с высоким индексом вязкости проявляют меньшую зависимость вязкости от температуры, чем выше значение индекса, тем меньше изменяется вязкость. Высокий индекс вязкости имеют масла на синтетической основе.

При выборе вязкостно-температурных характеристик масла руководствуйтесь рекомендациями производителя данного автомобиля и учитывайте климатические и эксплутационные условия.

Для снижения износа высоконагруженных механических передач применяются эффективные противоизносные и противозадирные присадки (ЕР).

Основные классификации Трансмиссионных масел:

SAE – Характеризует вязкость и определяет диапазон температуры окружающей среды, при котором масло обеспечит надежную работу трансмиссии.

Зимние классы обозначаются – 75W, 80W, …, летние – 90, 140,…
Всесезонные масла обозначают сдвоенным номером, первые две цифры соответствуют зимнему классу, а следующие две летнему, например: 75W90, 80W90, и т.п.

Маркировка LS – масло для самоблокирующихся дифференциалов типа LS (Limited Slip).
В данной таблице представлено примерное соответствие индекса SAE диапазону температуры окружающей среды.

Индекс SAE Применение при t ℃ окружающей среды
70W-9075W-9080W-9085W-9085W-14075W-140 −55°C…+25°C−40°C…+35°C−25°C…+35°C-12°C…+40°C−12°C…+45°C−35°C…+45°C

API – характеризует масло по области применения

Класс API Область и условия применения
GL-1Цилиндрические, червячные и спирально-конические зубчатые передачи в условиях низких скоростей и нагрузок. Минеральные масла без присадок или с антиокислительными, противоизносными и противопенными присадками без противозадирных компонентов
GL-2Червяные передачи, работающие в условиях GL-1, но с более высокими требованиями к антифрикционным свойствам. Могут содержать антифрикционный компонент.
GL-3Обычные трансмиссии со спирально-коническими шестернями, работающие в умеренно жестких условиях по скоростям и нагрузкам. Обладают лучшими противоизносными и противозадирными свойствами, чем GL-2.
GL-4Автомобильные трансмиссии с гипоидной передачей, работающие в условиях больших скоростей при малых крутящих моментах и малых скоростей при высоких крутящих моментах. Обязательно наличие высокоэффективных противозадирных присадок
GL-5Автомобильные гипоидные передачи, работающие в условиях больших скоростей и малых крутящих моментов, при действии ударных нагрузок на зубья шестерен – при высоких скоростях скольжения. Должны содержать большое количество серофосфоросодержащей противозадирной присадки.
GL-6Автомобильные гипоидные передачи с повышенным вертикальным смещением осей шестерен, т.е. работающие при повышенных скоростях, ударных нагрузках и высоких крутящих моментах. Содержат большее количество серофосфоросодержащей противозадирной присадки, чем масла GL-5.
МT-1 Несинхронизированные механические передачи, используемые в автобусах и тяжелонагруженных грузовиках. Не предназначены для использования в синхронизированных передачах и автоматических коробках передач легковых и тяженагруженных автомобилей. Имеют преимущества над категорией GL-5 по термической и высокотемпературной стабильности, совместимости с материалами уплотнений и моющими свойствами.
Читайте также:  Высокие обороты двигателя на холостом ходу: инжектор и карбюратор

Военные спецификации США

MIL-L-2105 В – наиболее употребляемые в настоящее время технические условия на трансмиссионные масла для гипоидных передач,сравнимы с API GL-5.

MIL-L-2105 С – действующие с 1976 г. технические условия для всесезонных трансмиссионных масел классов вязкости 75W, 80W/90 и 85W/140. Они превосходят спецификацию MIL-L-2105 В и соответствуют API GL-5.
MIL-L-2105 D– следующая по классу спецификация, превосходящая предыдущие, для современных масел.

Масло для автоматических и полуавтоматических коробок передач

АКПП имеет гидротрансформатор, шестеренчатую коробку передач, сложную систему электронного управления. Для АКПП применяется специальная жидкость (масло)- ATF (Automatic Transmission Fluid), которая смазывает, охлаждает, передает крутящий момент и обеспечивает фрикционное сцепление.

Масла для АКПП окашивают, как правило, в красный цвет.
Основными разработчиками стандартов на масла для автоматических трансмиссий являются корпорации “General Motors” (GM) и “Ford” . Европейские и японские производители автомобильной техники, руководствуются спецификациями этих корпораций.
DEXRON – торговая марка корпорации General Motors (GM).
MERCON – торговая марка корпорации Ford Motor Company
ATF+3 – торговая марка корпорации Chrysler.
GM имеет спецификации – Dexron IID, Dexron IIE, Dexron III и Dexron IV . Спецификации Dexron III и Dexron IV созданы с учетом требований к маслам для электронно-контролируемого сцепления, а также разработана спецификация Allison C-4, определяющая требования к маслам, работающим в тяжелых условиях эксплуатации в грузовых автомобилях, внедорожной и строительной техники.
Dexron III, для машин выпуска после 1993 г., в состав масла введен модификатор, понижающий трение. Dexron III, замещает Dexron IID и Dexron IIE, если в механизме допускается снижение коэффициента трения.
Dexron IIE замещает Dexron IID, обратная замена не допускается.
Dexron IV, – Новая разработка масла на синтетической основе. Имеет продленные интервалы замены, повышенную стабильность к окислению, оптимальные антифрикционные свойства, улучшенную передачу крутящего момента, сохранение постоянной вязкости, исключительную текучесть при отрицательных температурах. Рекомендовано к использованию в автомобилях с 2006 г. выпуска, где применялся Dexron III. Заменяет Dexron IIE, Dexron III.
Масла со спецификаций Dexron II, III и Mercon, как правило, взаимозаменяемы.

Система классификации ZF

«ZF».< является одной из крупнейших компаний в Европе по производству коробок передач и силовых агрегатов транспортных средств. Компания создала систему классификации всех видов автотранспортных передач.

Смазочные материалы ZF Назначение (узлы и агрегаты)
ZF TE-ML 01Механические не синхронизированные коробки передач с шестернями постоянного зацепления (коммерческие автомобили)
ZF TE-ML 02Механические и автоматические трансмиссии грузовых автомобилей и автобусов
ZF TE-ML 03Коробки передач с гидротрансформаторами для внедорожной мобильной техники (строительная и специальная техника, автопогрузчики)
ZF TE-ML 04Судовые трансмиссии
ZF TE-ML 05Ведущие мосты внедорожной мобильной техники
ZF TE-ML 06Трансмиссия и гидравлические навесные системы тракторов
ZF TE-ML 07Передачи с гидростатическим и механическим приводом, системы с электроприводом
ZF TE-ML 08Системы рулевого управления (без гидроусилителя) легковых и грузовых автомобилей, автобусов и внедорожной мобильной техники
ZF TE-ML 09Системы рулевого управления (с гидроусилителем и маслонасосом) легковых и грузовых автомобилей, автобусов и внедорожной мобильной техники
ZF TE-ML 10Коробки передач типа Transmatic для легковых и коммерческих транспортных средств
ZF TE-ML 11Судовые трансмиссиМеханические и автоматические трансмиссии легковых автомобилей
ZF TE-ML 12Ведущие мосты легковых автомобилей, коммерческих транспортных средств и автобусов
ZF TE-ML 13Агрегаты ZF в транспортных средствах специального назначения
ZF TE-ML 14Автоматические трансмиссии коммерческих транспортных средств
ZF TE-ML 15Тормозные системы транспортных средств специального назначения

Источник: https://bigteh.ru/auxpage_8/

Трансмиссионные масла: свойства и классификация

 9  6,00-10,99  -35
 12  11,00-13,99 -26
18  14,00-24,99 -18
 34  25,00-41,00
ТМ-2 Минеральные масла с противоизносными присадками  Агрегаты трансмиссий тракторов и с/х техники, червячных передач транспортных средств
ТМ-3  Минеральные масла с противозадирными присадками умеренной эффективности Цилиндрические, конические и спирально-конические передачи грузовых автомобилей, тракторов, с/х и другой наземной техники; эти масла не предназначены для гипоидных передач
ТМ-4 Минеральные масла с противозадирными присадками высокой эффективности   Коробки передач переднеприводных автомобилей ВАЗ и др. легковых и грузовых автомобилей, а также гипоидные передачи наземной техники, имеющие малое смещение осей
ТМ-5  Минеральные масла с противозадирными присадками высокой эффективности и многофункционального действия, а также универсальные масла Разнообразные передачи задних и передних мостов, раздаточных коробок, дифференциалов задне- и полноприводных легковых автомобилей и другой техники; эти масла нельзя использовать в коробках передач переднеприводных автомобилей.

Классификация трансмиссионных масел SAE J 306 (JUL 98)

За рубежом наиболее распространена классификация по вязкости SAE J 306 (JUL 98).

Она делит масла на 9 классов, из которых 4 относятся к зимним, и 5 – к летним .

Трансмиссионные масла, удовлетворяющие одновременно низко- и высокотемпературным требованиям, являются всесезонными для определенной климатической зоны и наиболее часто используются.

 70 W -55 4,1
75 W -40 4,1
80 W -26 7,0
85 W -12 11,0
80 7,0 11
85 11,0 13,5
90 13,5 24,0
140 24,0 41,0
250 41,0

Классификация трансмиссионных масел API
Делит масла на категории в зависимости от конструкции агрегатов трансмиссий, условий их эксплуатации и содержания функциональных присадок.

 GL-2 Умеренные по нагрузкам и скоростям скольжения; Червячные передачи транспортных средств, обычно тракторов и с/х машин Минеральное масло с депрессорной, противопенной и антифрикционной присадкой
GL-3 Умеренно-жесткие со средними нагрузками и скоростями скольжения Механические коробки передач и спирально-конические передачи задних мостов грузовых автомобилей То же, + слабая противозадирная присадка
GL-4 Тяжелые по нагрузкам и скоростям скольжения Механические коробки передач и спирально-конические передачи задних мостов легковых автомобилей В составе должна быть противозадирная присадка средней активности. Обычно 50% присадок масла GL-5
GL-5 Очень тяжелые по нагрузкам, включая ударные в гипоидной передаче при высокой скорости скольжения  Гипоидные передачи грузовых и легковых автомобилей В составе должны быть активные противозадирные и противоизносные присадки

Условное соответствие классификаций
Ориентировочное соответствие классов вязкости и групп эксплуатационных свойств, предусмотренных ГОСТ 17479.2, зарубежным классификациям.

 9  75 W  ТМ-1  GL-1
12  80 W / 85 W ТМ-2 GL-2
18 90 ТМ-3 GL-3
34 140 ТМ-4 GL-4
 80 W-90 ТМ-5 GL-5
 75 W-90

Спецификации ОЕМ (информация по ZF)

  • ZF (Zahnradfabric Friedrichshafen) –является одной из крупнейших и влиятельных в Европе компаний по производству передач и силовых агрегатов транспортных средств.
  • На мощностях КАМАЗа организовано первое с участием иностранной фирмы производство автомобильных компонентов — СП ООО “ZF-Кама”.
  • Учредителями являются ОАО “КАМАЗ” (49 % уставного капитала) и немецкая “Цанрадфабрик-Фрид-рихсхафен” (51 %).
  • Планируется, что предприятие будет выпускать до 10 тыс. коробок передач в год, а в будущем освоит и выпуск мостов и раздаточных коробок.
  • В настоящее время коробки перемены передач производства ZF устанавливается на автомобили КАМАЗ, МАЗ, автобусы ЛиАЗ, ЛАЗ.

 

 Доля рынка Западной Европы в 2007 году, % 19,6 16,1 10,5 14,3 10,9 13,7
DC ZF ZF/Volvo Volvo ZF  Scania ZF
 Коробки и редуктора ZF – около половины рынка западной Европы. Т.о. одобрения ZF необходимы для возможности применения СМ в агрегатах трансмиссии большинства западных ОЕМ
 ZF TE-ML 01  Механические несинхронизированные коробки передач с шестернями постоянного зацепления (коммерческие автомобили)
 ZF TE-ML 02  Механические и автоматические трансмиссии грузовых автомобиле и автобусов
 ZF TE-ML 03  Коробки передач с гидротрансформаторами для внедорожной мобильной техники
 ZF TE-ML 04  Судовые трансмиссии
 ZF TE-ML 05  Ведущие мосты внедорожной мобильной техники
 ZF TE-ML 06  Трансмиссия и гидравлические навесные системы тракторов
 ZF TE-ML 07  Передачи с гидростатическим и механическим приводом, системы с электроприводом
 ZF TE-ML 08  Системы рулевого управления (без гидроусилителя) легковых и грузовых автомобилей, автобусов и внедорожной мобильной техники
 ZF TE-ML 09  Системы рулевого управления (с гидроусилителем и маслонасосом) легковых и грузовых автомобилей, автобусов и внедорожной мобильной техники
 ZF TE-ML 10  Коробки передач типа Transmatic для легковых и коммерческих транспортных средств
 ZF TE-ML 11  Механические и автоматические трансмиссии легковых автомобилей
 ZF TE-ML 12  Ведущие мосты коммерческих транспортных средств и автобусов
 ZF TE-ML 13  Агрегаты ZF в транспортных средствах специального назначения
 ZF TE-ML 14  Автоматические трансмиссии коммерческих транспортных средств
 ZF TE-ML 19  Раздаточные коробки для грузовиков, автобусов и тягачей
Супер Т-1 GL-5  Супер Т-2 GL-5   Супер Т-3 GL-5 
Полусинтетическое Минеральное Минеральное
SAE 75W-90  SAE 80W-90  SAE 85W-90 ZF ТЕ-ML MAN 342 М1
  АВТОВАЗ  АВТОВАЗ
 Транс КП-1 Супер GL-4 АВТОВАЗ  Транс КП-2 GL-4  АВТОВАЗ
Минеральное  Минеральное
 SAE75W-80  SAE 80W-85
 АВТОВАЗ  АВТОВАЗ
ТСп-15К, минеральное
Супер Т-1 GL-5  Супер Т-2 GL-5   Супер Т-3 GL-5 
Полусинтетическое Минеральное Минеральное
SAE 75W-90  SAE 80W-90  SAE 85W-90
 АВТОВАЗ, ЯМЗ   АВТОВАЗ,ZF ТЕ-ML 05A, 16C, 17B, 19B, MAN 342 M1  АВТОВАЗ,ZF ТЕ-ML 05А,16С,17В,19В, MAN 342 М1
 Используются: Ведущие мосты трансмиссий легковых и грузовых а/м
 Транс КП Супер GL-4  Транс КП GL-4  Транс КП GL-4
Полусинтетическое Минеральное Минеральное
 SAE 75W-90  SAE 80W-85  SAE 80W-90
 АВТОВАЗ, ZF ТЕ-ML 19В  ZF ТЕ-ML 19В, АВТОВАЗ  ZF 02A, 08, 16A, 17A,19A MAN 341Z-1, КАМАЗ
 Используются: Механические коробки и редуктора легковых и грузовых а/м Ведущие мосты грузовых а/м
 ТСп-15К  ТАП-15В
Минеральное Минеральное
 КАМАЗ
 Используются: Механические коробки, редуктора и мосты грузовых а/м, троллейбусов и спецтехники

Масла серии Супер Т уровень GL-5 Масла серии Супер Т уровня GL-5 предназначены для ведущих мостов легковых и грузовых а/м. Все масла серии производятся с использованием импортного и наиболее испытанного в мире и в России пакета присадок, который обеспечивает лучшие эксплуатационные свойства

Читайте также:  Загуститель масла для двигателя: как работает и стоит ли использовать

Супер Т-1 GL-5 SAE 75W-90

  • полусинтетический продукт;
  • температурный диапазоном применения от -40 до +45 0С;
  • лучшая стабильность против окисления;
  • Снижает расход топлива в период разогрева и начале движения автомобиля

Одобрения:АВТОВАЗ), (ЯМЗ)

Супер Т-2 GL-5 SAE 80W-90
Супер Т-3 GL-5 SAE 85W-90

  • всесезонное масло для средней полосы и южных районов;
  • сбалансированное сочетание цены и качества.

Одобрения:АВТОВАЗ, ZF ТЕ-ML 05A, 16C, 17B, 19B, 21А MAN 342 M1

Супер Т-3 GL-5 SAE 85W-90

  • является маслом первой заливки для ОАО «ГАЗ»

(Газель, Волга)

Одними из ключевых эксплуатационных свойств трансмиссионных масел являются трибологические (смазочные) свойства и в частности противозадирные свойства.

Лабораторной оценкой противозадирных свойств являются показатели четырёхшариковой машины трения (ЧМТ) по ГОСТ 9490

 Показатель ЧМТ  GL-5 85W-90, типичные значения
 Супер Т  Конкурент № 1  Конкурент № 2
 Индекс задира, Н 586 586 566
 Нагрузка сваривания, Н 4000 4000 3283

Масла серии Транс КП уровень GL-4 Масла серии Транс КП уровня GL-4 предназначены для механических коробок и редукторов легковых и грузовых а/м, а также ведущих мостов грузовых а/м. Все масла серии производятся с использованием импортного и наиболее испытанного в мире и в России пакета присадок, который обеспечивает лучшие эксплуатационные свойства

Транс КП GL-4 SAE 75W-90

  • полусинтетический продукт;
  • температурный диапазоном применения от -40 до + 45 0С;
  • лучшая стабильность против окисления

Одобрения: АВТОВАЗ

Транс КП GL-4 SAE 80W-85

  • всесезонное масло для средней полосы и южных районов;
  • сбалансированное сочетание цены и качества

Одобрения: ZF  ТЕ-ML  02А, 17А, АВТОВАЗ  MAN 341

Транс КП GL-4 SAE 80W-90

  • всесезонное масло для средней полосы и южных районов;
  • Универсальное масло для всех узлов трансмиссии грузовых а/м

Одобрения: ZF 02A, 08, 16A, 17A,19A, MAN 341Z-1,  КАМАЗ

 Показатель ЧМТ  GL-4 80W-85, типичные значения
 Транс КП  Конкурент № 1  Конкурент № 2
 Нагрузка сваривания, Н 3479 3350 2764

Масла для автотракторной техники уровня ГОСТ

Масла ТПС-15к и ТАП-15В предназначены для механических коробок, редукторов и мостов грузовых а/м, троллейбусов и с/х и специальной техники. Проверенная и испытанная композиция присадок обеспечивает необходимые эксплуатационные свойства масла.

ТСП-15к

  • Обеспечение всех норм, закладываемых при конструировании трансмиссий а/м КамАЗ
  • Работоспособно до -25 0С

Допуск МВК; Многолетние поставки на КАМАЗ и УРАЛ в качестве масел первой заливки Соответствие требованиям ГОСТ 23652-79

ТАП-15В

Сбалансированное сочетание цены и качества;

Соответствие требованиям ГОСТ 23652-79

Основные конкурентные аналоги

Газпромнефть серия Супер Т уровень API GL-5
Классы вязкости по SAE: 75W-90; 80W-90; 85W-90

  • TNK Trans Gipoid Super 75W-90 API GL-5
  • ТНК Транс Гипоид 80W-90 API GL-5
  • ТНК Транс Гипоид 85W-90 API GL-5
  • Лукойл Трансмиссионное ТМ-5 (API GL-5)классы вязкости по SAE 75W-90; 80W-90; 85W-90

Газпромнефть серия Транс КП уровень API GL-4
Классы вязкости по SAE: 75W-90; 80W-90; 80W-85

  • TNK Trans KP Super 75W-90 API GL-4
  • ТНК Транс КП 80W-85 API GL-4
  • Лукойл Трансмиссионное ТМ-4 (API GL-4)классы вязкости по SAE 75W-90; 80W-85; 80W-90

Источник: http://www.expert-oil.com/site.xp/049052057124054056049.html

Классификация трансмиссионных масел API

Обозначения эксплуатационных смазочных масел для автомобильных трансмиссий ручного управления, коробок передач ручного управления и ведущих мостов

1 Введение

Этот документ подготовлен Группой смазочных материалов Американского института нефти для помощи производителям и пользователям автомобильного оборудования в выборе смазочных материалов для трансмиссий, коробок передач и ведущих мостов при описанных рабочих условиях.

В некоторых мостах, коробках передач и трансмиссиях имеются шестерни различных конструкций, предназначенные для различных условий эксплуатации. Выбор смазки для каждого конкретного случая предполагает тщательное рассмотрение условий эксплуатации, химических и физических характеристик смазки.

Американский институт нефти выпустил обозначения смазочных материалов для автомобильных трансмиссий ручного управления, коробок передач ручного управления и ведущих мостов. Каждое обозначение относится к характеристикам, необходимым для смазки зубчатых передач для конкретного типа автомобильного обслуживания.

Эти обозначения также признают возможность того, что смазочные материалы могут быть разработаны для более одной классификации обслуживания и могут быть обозначены таким образом.

При разработке обозначений классификаций обслуживания Группа смазочных материалов признала необходимость дополнения описания некоторых смазочных материалов для определенных зубчатых передач, особенно для гипоидных передач, путем ссылки на серию испытаний, которые могли бы обеспечить более подробную информацию об эксплуатационных требованиях таких смазок. Эти серии испытаний были разработаны Отделением B.03 Подкомитета D02.B по автомобильным смазочным материалам Международного комитета ASTM D02 и приведены ссылки на эти процедуры испытаний в обозначениях API, описанных ниже.

В связи с изменениями в практиках, рекомендуемых изготовителями, или из-за отсутствия оборудования для испытания, обозначения эксплуатационных масел API GL-1, GL-2, GL-3 и GL-6 в настоящее время не используются. Обозначения, перечисленные в Разделе 3, заменяют все предыдущие обозначения смазочных материалов API.

Смазочные материалы для автомобильных трансмиссий классифицируются по степени вязкости и уровню производительности. SAE J306 определяет требования классификации по степени вязкости. Этот стандарт также определяет требования к сопротивлению на сдвиг, а также к правильной маркировке и использованию обозначений вязкости SAE.

Примечание: Для автоматической или полуавтоматической трансмиссии, гидравлических муфт, гидротрансформаторов и гидравлических систем тягачей обычно требуются специальные смазки. Обратитесь к производителю или поставщику смазочных материалов за надлежащей смазкой.

2 Нормативные ссылки

Следующие нормативные документы, полностью или частично, являются обязательными для применения настоящего документа. Для датированных ссылок применяется только указанное издание. Для недатированных ссылок применяется последнее издание ссылочного документа (включая любые изменения).

ASTM D5760 Стандартная спецификация эксплуатационных характеристик смазочных трансмиссионных масел.

ASTM D7450 Стандартная спецификация эксплуатационных характеристик смазочных материалов заднего моста, предназначенная для категории API GL-5.

SAE J306 Классификация вязкости трансмиссионных масел для ведущих мостов и механических коробок передач.

SAE J2360 Классификация вязкости трансмиссионных масел, многоцелевых (метрических) для использования в военных целях.

3 Используемые обозначения масел

3.1 API GL-4

Масла, предназначенные для ведущих мостов с коническими передачами со спиральными зубьями, работающие в условиях скоростей и нагрузок от средних до жестких, или с гипоидными передачами с малым смещением осей, работающих в средних условиях скоростей и нагрузок.

Ведущие мосты, имеющие дифференциал с ограниченным проскальзыванием, имеют дополнительные требования по трению, которые обычно определяются производителями ведущих мостов.

Масла данной группы можно использовать в некоторых механических коробках передач и моноблочных трансмиссиях, которым не подходят масла группы API MT-1.

Во всех случаях следует соблюдать специальные рекомендации производителя, касающиеся качества смазочных материалов.

Хотя данное обозначение все еще используется в коммерческих целях для описания смазочных материалов, испытательное оборудование для проверки работоспособности в настоящее время недоступно. Конечным пользователям смазочных материалов рекомендуется запросить у поставщиков соответствующую подтверждающую документацию на ранее проверенные смазочные материалы.

3.2 API GL-5

Масла, предназначенные для зубчатых передач, в особенности гипоидных, ведущих мостов работающих в различных комбинациях условий – высокая скорость/ударная нагрузка и низкая скорость/высокий крутящий момент. Технические условия для API GL-5 определены в последней версии ASTM D7450.

Требования к трению для ведущих мостов, имеющих дифференциал с ограниченным проскальзыванием, обычно определяются производителями ведущих мостов.

Другой общепризнанной спецификацией технических характеристик автомобильных трансмиссионных масел является SAE J2360.

Смазочные материалы, одобренные в соответствии с SAE J2360, отвечают требованиям API категории GL-5. SAE J2360 содержит требования к характеристикам, которые превосходят требования API категории GL-5.

Например, SAE J2360 имеет требования к совместимости эластомеров и чистоте зубчатых передач после окисления, которые не содержатся в API GL-5.

3.3 API MT-1

Масла, предназначенные для несинхронизированных механических трансмиссий, используемых в автобусах и грузовых автомобилях большой грузоподъемности.

Масла, соответствующие требованиям API MT-1, имеют высокую термическую стабильность, обеспечивают защиту деталей от износа и предотвращают повреждение сальников, что не обеспечивается маслами групп API GL-4 или GL-5.

API MT-1 не направлено на соответствие требованиям синхронных передач и моноблочных трансмиссий легковых автомобилей и тяжелой техники. Масло данной группы не должно смешиваться с моторным маслом в одних узлах привода. Следует соблюдать рекомендации производителей трансмиссий к качеству смазочных материалов.

Технические характеристики API MT-1 определены в последней версии ASTM D5760.

4 Неиспользуемые обозначения масел

4.1 API GL-1

Масла, предназначенные для работающих в достаточно легких условиях механических коробок передач, в них с успехом можно использовать масла прямой переработки нефти. Для улучшения характеристик этих смазочных материалов могут добавляться ингибиторы коррозии, антиокислительные, противопенные и депрессорные присадки.

Модификаторы трения и противозадирные присадки добавляться не должны.

Масла данной группы в основном имеют неудовлетворительные свойства для использования в механических коробках передач большинства легковых автомобилей. Однако эти масла могут быть использованы в механических коробках передач некоторых грузовиков и тракторов.

Масла, соответствующие группе API MT-1, имеют улучшенные свойства по сравнению с маслами группы API GL-1 вследствие этого крупные производители механических коробок передач транспортных средств отдают предпочтение маслам группы MT-1.

Во всех случаях следует соблюдать специальные рекомендации производителя, касающиеся качества смазочных материалов.

4.2 API GL-2

Масла, предназначенные для червячных передач транспортных средств, которые работают в условиях нагрузок, температур и скоростей скольжения, при которых характеристики масел группы API GL-1 неудовлетворительны. Масла данной группы содержат противоизносные и присадки повышающие прочность масляной пленки, специально разработанные для защиты червячных передач.

4.3 API GL-3

Масла, предназначенные для механических коробок передач, работающих в средних и жестких условиях и для конических передач со спиральными зубьями, работающих в легких и средних условиях.

Несущая способность масел этой группы превышает требования API GL-1, но ниже, чем у смазочных материалов соответствующих группе API GL-4.

Масла группы GL-3 не предназначены для использования в ведущих мостах с гипоидными передачами.

Некоторые производители трансмиссий и ведущих мостов для этой цели указывают моторные масла. Следует соблюдать специальные рекомендации производителя, касающиеся качества конкретных смазочных материалов.

4.4 API GL-6

Масла, предназначенные для передач с увеличенным смещением. Таким конструкциям обычно требуется большая защита от задира поверхности зубьев шестерен, чем обеспечивается маслами группы API GL-5. Переход к передачам с меньшим смещением и устаревание оригинального API GL-6 оборудования для испытаний, значительно сокращает коммерческое использование масел данной группы.

Источник: https://Moscow-Oil.ru/catalog/technical-information/klassifikatsiya-transmissionnykh-masel-api/

Ссылка на основную публикацию