Диагностирование системы охлаждения двигателя: основные приемы и рекомендации

Материал на тему

Диагностирование системы охлаждения двигателя: основные приемы и рекомендации

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области

 «Седельниковский агропромышленный техникум»

План занятия производственного обучения:

Техническое обслуживание и диагностирование системы охлаждения двигателя

УП.01.02.  Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей

по профессии СПО 190631.01 Автомеханик  

Составил: Баранов Владимир Ильич                                                                                                             мастер производственного обучения

Седельниково 2015

Министерство образования Омской области                                                                                БПОУ «Седельниковский агропромышленный техникум»

План занятия П/О

Группа   21           Профессия     Автомеханик             Мастер   Баранов В.И.

УП.01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей.

Тема: Техническое обслуживание двигателя.   

 Тема занятия: Техническое обслуживание и диагностирование системы охлаждения двигателя.

Тип занятия: Урок формирования и совершенствования трудовых умений и навыков.

Вид занятия: Комбинированное (изучение нового учебного материала, формирование практических умений и навыков, повторение изученного ранее материала).

Время: 6 часов.

Цель занятия:

Обучение практическим приемам определения и устранения возможных неисправностей в системе охлаждения  двигателей.

Задачи занятия:

Обучающие:

Формирование и усвоение приемов  проведения технического обслуживания  и диагностирования системы охлаждения двигателя.

Формирование у студентов профессиональных навыков при выполнении       технического обслуживания и диагностирования системы охлаждения двигателя.

Развивающие: 

Формирование у студентов умения оценивать свой уровень знаний и стремление его повышать;

Развитие навыков самостоятельной работы, внимания, координации движений.

Воспитательные:

Воспитание у студентов аккуратности, трудолюбия, бережного отношения к  оборудованию и инструментам;                    

 Пробуждение эмоционального интереса к выполнению работ;

 Способствовать развитию самостоятельности студентов.

           Дидактические задачи:

Закрепить полученные знания, приемы, умения и навыки по выполнению                                     технического обслуживания и диагностирование газораспределительного  механизма.

Требования к результатам усвоения учебного материала.

Студент в ходе освоения темы занятия учебной практики должен:

иметь практический опыт:

– использования диагностических приборов и технического оборудования;

– выполнения регламентных работ по техническому обслуживанию автомобилей.

уметь:

– применять диагностические приборы и оборудование;

– использовать специальный инструмент, приборы, оборудование.

В ходе занятия у студентов формируются 

Профессиональные компетенции:

ПК 1.1.  Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы;

ПК 1.2. Выполнять работы по различным видам технического обслуживания;

Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Применяемые оборудование, приспособления, инструменты и материалы: двигатель для горячей регулировки, установки для проверки термостата, прибор К-437 для проверки герметичности (состоящий из воздушного насоса, манометра и устройства для соединения с наливной горловиной радиатора), наборы гаечных ключей и отверток, линейка, растворы для промывки системы охлаждения, керосин и ветошь.

Литература:

Основные источники:

Кузнецов А.С. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: в 2 ч. – учебник для нач. проф. образования / А.С. Кузнецов. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.

Кузнецов А.С. Слесарь по ремонту автомобилей (моторист): учеб. пособие для нач. проф. образования / А.С. Кузнецов. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.

Автомеханик / сост. А.А. Ханников. – 2-е изд. – Минск: Современная школа, 2010.

Дополнительные источники.

Виноградов В.М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Основные и вспомогательные технологические процессы: Лабораторный практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / В.М. Виноградов, О.В. Храмцова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.

Петросов В.В. Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / В.В. Петросов. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

Карагодин В.И. Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / В.И. Карагодин, Н.Н. Митрохин. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

Коробейчик А.В.  к-68 Ремонт автомобилей / Серия «Библиотека автомобилиста». Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

Коробейчик А.В. К-66 Ремонт автомобилей. Практический курс / Серия «Библиотека автомобилиста». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

Чумаченко Ю.Т., Рассанов Б.Б. Автомобильный практикум: Учебное пособие к выполнению лабораторно-практических работ. Изд. 2-е, доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.

Слон Ю.М. С-48 Автомеханик / Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: «Феникс», 2003.

Жолобов Л.А., Конаков А.М. Ж-79 Устройство и техническое обслуживание автомобилей категорий «В» и «С» на примере ВАЗ-2110, ЗИЛ-5301 «Бычок». Серия «Библиотека автомобилиста». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.

Ход занятия

I.   Организационная часть:    5 мин.

  1. Контроль посещаемости и готовности к занятию.
  2. Объяснение хода и последовательности проведения занятия.
  3. Распределение по рабочим местам.

II.  Вводный инструктаж:  1 час.55 мин.

  1. Сообщить тему программы и тему занятия, назвать ее учебное значение.
  2. Объяснить новый материал:
  •   Рассказать о значении техники проведения технического обслуживания и диагностирования газораспределительного механизма.
  • Разобрать инструкционные карты, обратив внимание на технические требования и условия выполнения.
  • Опираясь на знания теоретических дисциплин, разобрать со студентами порядок проведения технического обслуживания и диагностирования газораспределительного механизма.
  •   Рассмотреть применяемые инструменты, оборудование, приспособления; разобрать специфику проведения технического обслуживания и диагностирования газораспределительного механизма.
  • Показать приемы работы; предупредить о возможных ошибках при выполнении работы. Обратить внимание на приемы самоконтроля.
  • Разобрать вопросы рациональной организации рабочего места;
  • Провести инструктаж по правилам техники безопасности;
  • Предложить студентам Полякову Е. и Ларичеву А. повторить рабочие приемы технического обслуживания и диагностирования газораспределительного механизма, убедиться в понимании;
  • Сообщить студентам критерии оценок.

III. Текущий инструктаж:  3 часа 45 минут.

 Самостоятельная работа  – целевые обходы рабочих мест студентов:

  • Первый обход: проверить содержание рабочих мест, их организацию. Особое внимание обратить на студентов Салихова А. и Холбоева Ф.
  • Второй обход: обратить внимание на правильность выполнения приемов работы по выполнению технического обслуживания и диагностирования газораспределительного  механизма;
  • Третий обход: проверить правильность соблюдения последовательности  технического обслуживания и диагностирования газораспределительного механизма;
  • Четвертый обход: проверить правильность ведения самоконтроля; соблюдение технических условий работы;
  • Пятый обход: провести приемку и оценку выполненных работ.

IV. Заключительный инструктаж   15 минут.

  1. Подвести итоги занятия.
  2. Указать на допущенные ошибки и разобрать причины, их вызывающие.
  3. Сообщить и прокомментировать оценку студентам за работу.
  4. Задать домашнее задание, объяснив его важность для усовершенствования навыков работы.

Источник: https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2015/11/24/plan-zanyatiya-proizvodstvennogo-obucheniya-2

Инструкционная карта «Техническое обслуживание и ремонт системы охлаждения и смазочной системы двигателя»

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области

«Седельниковский агропромышленный техникум»

«Техническое обслуживание и ремонт системы охлаждения и смазочной системы двигателя»

Инструкционная карта

УП.01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей

по профессии СПО 190631.01 Автомеханик

Составил: Баранов Владимир Ильич мастер производственного обучения

Седельниково, Омской области, 2015

Министерство образования Омской области БПОУ «Седельниковский агропромышленный техникум»

Группа 21 Профессия Автомеханик Мастер Баранов В.И.

УП.01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей.

Тема: Техническое обслуживание и ремонт двигателя.

Тема занятия: Техническое обслуживание и ремонт системы охлаждения и смазочной системы двигателя.

Тип занятия: Урок формирования и совершенствования трудовых умений и навыков.

Вид занятия: Комбинированное (изучение нового учебного материала, формирование практических умений и навыков, повторение изученного ранее материала).

Время: 6 часов.

Цель занятия: обучение практическим приемам определенияи устранения возможных неисправностей в системе охлаждения и смазочной системе двигателей.

Задачи занятия:

Обучающие:

Формирование и усвоение приемов проведения технического обслуживания и ремонта системы охлаждения и смазочной системы двигателя.

Формирование у студентов профессиональных навыков при выполнении технического обслуживания и ремонта системы охлаждения и смазочной системы двигателя.

Развивающие:

Формирование у студентов умения оценивать свой уровень знаний и стремление его повышать;

Развитие навыков самостоятельной работы, внимания, координации движений.

Воспитательные:

Воспитание у студентов аккуратности, трудолюбия, бережного отношения к оборудованию и инструментам;

Пробуждение эмоционального интереса к выполнению работ;

Способствовать развитию самостоятельности студентов.

Дидактические задачи:

Закрепить полученные знания, приемы, умения и навыки по выполнению технического обслуживания и ремонта системы охлаждения и смазочной системы двигателя.

Требования к результатам усвоения учебного материала.

Студент в ходе освоения темы занятия учебной практики должен:

иметь практический опыт:

– выполнения ремонта деталей автомобиля;

– снятия и установки агрегатов и узлов автомобиля;

– использования диагностических приборов и технического оборудования;

– выполнения регламентных работ по техническому обслуживанию автомобилей.

уметь:

– снимать и устанавливать агрегаты и узлы автомобиля;

– определять неисправности и объем работ по их устранению и ремонту;

– определять способы и средства ремонта;

– применять диагностические приборы и оборудование;

– использовать специальный инструмент, приборы, оборудование.

В ходе занятия у студентов формируются 

Профессиональные компетенции:

ПК 1.1. Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы;

ПК 1.2. Выполнять работы по различным видам технического обслуживания.

ПК 1.3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.

Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Литература:

Основные источники:

Кузнецов А.С. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: в 2 ч. – учебник для нач. проф. образования / А.С. Кузнецов. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.

Кузнецов А.С. Слесарь по ремонту автомобилей (моторист): учеб. пособие для нач. проф. образования / А.С. Кузнецов. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.

Автомеханик / сост. А.А. Ханников. – 2-е изд. – Минск: Современная школа, 2010.

Дополнительные источники.

Виноградов В.М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Основные и вспомогательные технологические процессы: Лабораторный практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / В.М. Виноградов, О.В. Храмцова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.

Петросов В.В. Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / В.В. Петросов. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

Карагодин В.И. Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / В.И. Карагодин, Н.Н. Митрохин. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

Коробейчик А.В. к-68 Ремонт автомобилей / Серия «Библиотека автомобилиста». Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

Коробейчик А.В. К-66 Ремонт автомобилей. Практический курс / Серия «Библиотека автомобилиста». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

Чумаченко Ю.Т., Рассанов Б.Б. Автомобильный практикум: Учебное пособие к выполнению лабораторно-практических работ. Изд. 2-е, доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.

Слон Ю.М. С-48 Автомеханик / Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: «Феникс», 2003.

Читайте также:  Автомобили с электрическим двигателем: плюсы и минусы электромобиля

Применяемые оборудование, приспособления, инструменты и материалы:

Учебные автомобили (ВАЗ, ГАЗ-53, КАМАЗ-740), двигатель для горячей регулировки, установки для проверки термостата, прибор К-437 для проверки герметичности (состоящий из воздушного насоса, манометра и устройства для соединения с наливной горловиной радиатора), наборы гаечных ключей и отверток, линейка,растворыдля промывки системы охлаждения, керосин и ветошь.

Инструкционная карта

Упражнение 1. Проверка герметичности системы охлаждения.

Сначалапроверяют уровень охлаждающей жидкости (пониже­ние уровня происходит в результате ее испарения или утечки). Утечка охлаждающей жидкости возможна через сальники, не­плотности в соединениях шлангов с патрубками и в сливных краниках.

Проверка герметичности сначала производится визуально в целях обнаружения на поверхности шлангов и радиатора тре­щин, а затем устанавливается прибор К-437 на горловине расши­рительного бачка, насосом в системе охлаждения создается давле­ние примерно 60 кПа, которое контролируется по манометру.

При потере герметичности системы это давление уменьшается.

После устранения неисправностей следует повторно проверить герметичность системы (в герметичной системе охлаждения дав­ление падает очень медленно).

Для проверки исправности воздушного и парового клапанов пробки радиатора следует нажать на них пальцем.

О неисправно­сти жидкостного насоса свидетельствует подтекание охлаждаю­щей жидкости через контрольное отверстие в нижней части кор­пуса насоса.

На неисправность муфты отключения вентилятора указывает подтекание из нее охлаждающей жидкости. При нера­ботающем двигателе вентилятор с исправной муфтой должен про­ворачиваться от некоторого усилия руки без заеданий и шума.

Упражнение 2. Проверка термостата.

Исправность термостата можно проверять непосредственно на автомобиле. При исправном термостате во время прогревания двигателя верхний резервуар радиатора должен быть холодным.

Нагрев резервуара радиатора должен начинаться, только когда стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости на щитке приборов для двигателя автомобилей КАМАЗ-740 будет показы­вать более 80 °С, а для двигателей ЗИЛ-508.10 и ЯМЗ-236, -238 — 66…70 °С.

Для повышения точности проверки термостата (например, дви­гателя автомобилей КАМАЗ-740) необходимо:

  • вынуть термостат, очистить его от накипи и поместить в ванну 5 (рис. 1) с водой (уровень воды в ванне не должен превы­шать высоту фланца термостата), установленную на электрона­греватель 6;

Рис. 1. Схема установки для проверки термостата:

  1. кронштейн; 2 – термометр; 3 – индикатор; 4 – термостат; 5 – ванна с водой; 6 – электронагреватель.

  • нагревая воду, контролировать ее температуру термометром с ценой деления не меньше 1 °С;
  • индикатором проверить температуру, при которой клапан от­кроется на 0.1 мм (у автомобилей КАМАЗ-740 она составляет (80 ± 2)°С).

Упражнение 3.Регулировка натяжения приводных ремней дви­гателя.

У двигателей автомобилей КАМАЗ-740 натяжение ремня привода генератора и водяного насоса регулируется перемеще­нием генератора по прорези установочной планки. При пра­вильном натяжении прогиб ремня при нажатии на середину его наибольшей ветви с усилием в 40…45 Н должен составлять 15…22 мм.

У двигателя ЗИЛ-508.10 необходимо контролировать натяже­ние трех ремней (рис. 2).

Рис. 2. Схема проверки натяжения ремней двигателя:

  1. шкив коленчатого вала; 2- шкив генератора; 3- шкив компрессора; 4- шкив жидкостного насоса и вентилятора; 5- шкив насоса гидроусилителя; 6- натяжной кронштейн.

Ремень, охватывающий шкив 1 коленчатого вала, шкив 2 гене­ратора и шкив 4 жидкостного насоса и вентилятора, натягивается посредством перемещения генератора, а ремень, охватывающий шкив 3 компрессора, шкив 4 жидкостного насоса и вентилятора и шкив 5 насоса гидроусилителя рулевого управления, регулируется за счет перемещения насоса в натяжном кронштейне 6. Прогиб этих ремней при нажатии с усилием 40…45 Н не должен превы­шать 8… 14 мм.

Ремень, охватывающий шкив 3 компрессора и шкив 4 жидкост­ного насоса и вентилятора, натягивается перемещением компрес­сора с помощью регулировочного болта или изменением ширины ручья шкива. Прогиб этого ремня при нажатии с усилием 40… 45 Н не должен превышать 5… 8 мм.

Упражнение 4.Техническое обслуживание смазочной системы.

При горячей регулировке двигателя автомобиля (можно вы­полнять непосредственно на автомобиле) проверяют уровень масла в картере двигателя и давление его в масляной магистрали. Для этого подключают к масляной магистрали параллельно через штуцер контрольный манометр и сверяют его показания с показа­ниями штатного манометра (используя табличные данные с уче­том условий проверки).

Причины падения давления масла следующие: понижение уровня и плотности масла, неплотность соединений, большой из­нос коренных и шатунных подшипников, неисправность масляно­го насоса или редукционного клапана.

При техническом обслуживании следует произвести раз­борку масляных фильтров, промыть их керосином и насухо протереть. Заменить фильтрующий элемент в фильтре тонкой очистки.

Затем проверяют работу центрифуги на слух. Исправность центробежного фильтра характеризует наличие звука высокого тона, продолжающегося в течение двух-трех минут после останов­ки двигателя.

Разборка центробежного масляного фильтра двигателя автомо­билей КАМАЗ-740 производится под руководством преподавателя в следующем порядке:

  • отвернуть гайку крепления фильтра и снять его;
  • повернуть ротор вокруг своей оси, чтобы пальцы стопора вош­ли в отверстие ротора;
  • отвернуть гайку крепления колпака ротора и снять его;
  • промыть колпак ротора, фильтр и другие детали в керосине и протереть их чистой тряпкой.

Собрав фильтр (в обратном порядке), следует совместить мет­ки на колпаке и роторе во избежание нарушения балансировки ротора.

Проверить при работающем двигателе герметичность фильтра. При обнаружении течи масла подтянуть крепление и при необхо­димости заменить детали уплотнения.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Какие параметры проверяются при диагностике системы охлаждения?

  2. Какие действия следует произвести при промывке системы охлажде­ния и замене охлаждающей жидкости?

  3. Как промыть систему охлаждения двигателя при появлении незначи­тельной накипи?

  4. Как удаляется накипь в случае ее повышенного образования?

  5. Какие операции производятся с системой охлаждения при ТО-1?

  6. Как проявляются неисправности смазочной системы?

  7. Каковы причины понижения давления масла в смазочной системе?

  8. Что необходимо проверить при повышенном расходе масла в двигате­ле?

  9. Какие параметры проверяются при диагностировании смазочной системы?

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/instruktsionnaia-karta-tiekhnichieskoie-obsluzhivaniie-i-riemont-sistiemy-okhlaz.html

Диагностирование системы охлаждения автомобиля

Министерство образования и науки РФ

Саратовский Государственный Технический Университет

Имени Ю.А. Гагарина

Реферат

По дисциплине: “Основы теории надежности и диагностики”

На тему: “Диагностирование системы охлаждения автомобиля”

Выполнил: студент 2 курса

Специальность: ЭТТК

Кудря Д.Д.

Проверил:

Саратов 2013г.

Содержание:

Введение

Система охлаждения ДВС

Список используемой литературы

Введение

В целом, модели ВАЗ-2105 и ВАЗ-2107 стали заметным шагом вперед как по комфорту, так и по безопасности. Но главным новшеством завода стала первая в истории отечественного автомобилестроения серийная переднеприводная модель ВАЗ-2108, к которой завод шел много лет.

Новая компоновочная схема с синхронными шарнирами в приводе передних колес, передняя подвеска “Макферсон” свечного типа и задняя, так называемая “полунезависимая” подвеска требовали доводки руками искушенных специалистов.

Сотрудничество с немецкой фирмой “Порше” принесло желанные результаты, и ВАЗ, благодаря этому, избежал многих “детских болезней” своей конструкции.

 Следует изумляться  смекалке и изворотливости “кухонных  конструкторов”, как их порой  называли, которые при жестких  ограничениях, заданных техническими  требованиями к самоделкам, получали  желаемые результаты.

Переход на  модель “2108” не означал смерть  другим семействам — она дополняла  их, и в течение последующих  лет на конвейерах сосуществовали  машины всех трех поколений (2101-2106, 2105-2107 и 2108). Необычной была не  только конструкция ВАЗ-2108 с передними  ведущими колесами и обусловленными  таким приводом характеристиками  управляемости.

Необычным было поперечное  расположение силового агрегата  и связанных с ним особенностей  внешнего оформления машины. Не  все автомобилисты сразу высоко  оценили новый стайлинг ВАЗ-2108. Иные даже придумали автомобилю прозвище “зубило”. Но как бы там ни было, главный конструктор ВАЗа Г. К. Мирзоев и главный дизайнер М. В.

Демидовцев совершили прорыв — дали, наконец, стране, пусть с независящим от них опозданием, автомобиль европейского класса. Пока ВАЗ-2108 для большинства читателей этой книги обыденная, хорошо знакомая машина. Ее историческую роль они оценят намного позже.

Система охлаждения ДВС

Система охлаждения предназначена для обеспечения необходимого темпа режима, при котором двигатель не перегревается и не переохлаждается.

При сгорании топлива внутри цилиндра температура газов поднимается до 2000°С. Тепло расходуется на механическую работу, частично уносится с выхлопными газами, тратится на лучеиспускание и нагрев деталей двигателя.

Если его не охлаждать, то он теряет мощность (ухудшается наполнение цилиндров рабочей смесью, возникает преждевременное самовоспламенение смеси и т. д.

), усиливается изнашивание деталей (выгорает масло в зазорах) и возрастает вероятность поломки их в результате снижения механических свойств материалов.

Если же двигатель переохлажден, уменьшается количество тепла, переходящего в работу, топливо конденсируется на холодных стенках цилиндров, стекает в картер (масляный резервуар) и разжижает смазку, что также приводит к увеличению износа трущихся деталей и снижению мощности двигателя. Таким образом, поддержание определенного теплового режима двигателя является важным и обязательным делом. Поэтому все автомобильные двигатели имеют систему охлаждения.

Существуют жидкостные и воздушные системы охлаждения.

Жидкостные системы охлаждения получили большее распространение, так как с их помощью создается более благоприятный тепловой режим для деталей двигателя возможность изготовления деталей двигателя из сравнительно недорогих материалов. Такие двигатели при при работе создают меньше шума за Счет наличия двойных стенок (рубашки) и слоя охлаждающей жидкости.

Система жидкостного охлаждения включает следующие элементы:

двойные стенки цилиндров и головок, пространство между которыми заполнено охлаждающей жидкостью (например, антифризом);

теплообменник (радиатор) 6, состоящий из двух резервуаров, соединенных несколькими рядами трубок с надетыми на них тонкими пластинками для увеличения поверхности охлаждения;

вентилятор, состоящий из ступицы и лопастей, при вращении которого обеспечивается прокачка воздуха между трубками радиатора;

насос центробежного типа для обеспечения циркуляции охлаждающей жидкости в системе;

трубопроводы, связывающие двигатель с радиатором.

Двигатели с воздушным охлаждением имеют меньшую массу, чем двигатели с жидкостным охлаждением, проще в эксплуатации, менее чувствительны к температуре воздуха окружающей среды.

В настоящее время получила распространение жидкостная система.

В зависимости от способа циркуляции жидкости различают 2 вида систем жидкостного охлаждения:

Термосифоная (циркуляция происходит за счет разности плотностей горячей и холодной жидкостей; из-за сравнительно медленой циркуляции и большой емкости имеет граниченое применение).

Принудительная (циркуляция осуществляется с помощью насоса; система имеет большую интенсивность отвода тепла; может быть открытой (постоянное сообщение с атмосферой) и закрытой (отделена от атмосферы паровоздушным клапаном)).

В качестве охлаждающей жидкости используют воду и антифризы.

Способы поддержания нормального температурного режима

Наиболее выгодным температурным режимом является такой, при котором жидкость на выходе из двигателя имеет темп 80-90 град.

Существует 2 способа поддержания нормального температурного режима:

За счет изменения скорости двигателя жидкости (осуществляется установкой термостата, который изменяет скорость движения жидкости; при температуре охлаждающей жидкости ниже 70 град клапан направляет охлаждающую жидкость, минуя радиатор (по малому кругу циркуляии); при температуре больше 80 град термостат включает в работу радиатор (большой круг циркуляии))

За счет изменения интенсивности двгателя охлаждающей жидкости (осуществляется изменением проходного сечения жалюзей, устанавленного перед радиатором; при повороте элементов жалюзи изменяется интенсивность потока воздуха, проходящего через сердцевину радиатора)

Традиционно в автомобилях используются следующие типы приводов вентилятора системы охлаждения:

1. Принудительный механический  привод крыльчатки вентилятора. Этот вариант хорош своей простотой, но эффективность его крайне  низка – скорость вращения крыльчатки  ограничена скоростью вращения  двигателя и нерегулируется. Таким образом, при стоянии в пробках в жару скорости вращения крыльчатки может оказаться недостаточно, а при движении по трассе в мороз она будет явно избыточной.

2. Механический привод  с виско- или электромуфтой. Этот вариант лишен такого недостатка как избыточная скорость вращения, присущего простому механическому приводу за счет возможности отключения (для электромуфты) или снижения скорости вращения пропорционально температуре (для вискомуфты). Но остается недостаток, связанный с ограничением скорости вращения на малых оборотах.

3. Электропривод вентилятора. Наиболее оптимальный вариант.

Во-первых, скорость вращения вентилятора  не ограничена оборотами двигателя, во-вторых, алгоритм управления может  быть любым, как самым примитивным, релейным (включено-выключено), так  и достаточно интеллектуальным.

В дальнейшем будем рассматривать  именно систему охлаждения с  электроприводом крыльчатки (электровентилятором) как одну из самых распространенных и наиболее перспективных для возможного усовершенствования.

На заре автомобилестроения двигатели охлаждались с помощью набегающего воздушного потока. Но мощный двигатель воздушный поток охладить не способен. Кроме того, исходя из соображений аэродинамики, современные двигатели плотно упакованы внутри автомобиля, куда нет доступа воздуха снаружи.

Решить проблему охлаждения мощного двигателя можно с помощью водяного охлаждения. Если постоянно перекачивать относительно прохладную жидкость из радиатора к разогретому двигателю, а затем обратно в радиатор, то тепло от двигателя будет уноситься тем потоком воздуха, который обдувает радиатор.

Радиатор изготавливается такого размера, чтобы он смог поглотить максимальное количество тепла, которое будет вырабатываться двигателем с учетом самой жаркой погоды. Радиатор подсоединен к двигателю с помощью различных патрубков и шлангов. Двигатель приводит в действие водяной насос, который заставляет воду (жидкость) циркулировать в системе, когда двигатель работает.

Читайте также:  Гидрокомпенсаторы в двигателе: что это?

Вода является хорошим проводником тепла, поэтому даже небольшое ее количество, которое циркулирует в системе, в состоянии забрать изрядную часть тепла.

И если разместить каналы, по которым циркулирует вода, в наиболее нагреваемых частях двигателя – вокруг камер сгорания топлива, то его детали будут поддерживаться в пределах той температуры, которая не будет представлять опасности для двигателя.

При понижении температуры система охлаждения автоматически отключается, что позволяет ускорить разогрев двигателя. В охлаждающей цепи установлен термостат, и он может отвести часть охлаждающей жидкости обратно в двигатель, минуя радиатор.

Таким образом, если запускать двигатель в холодном состоянии, он может быстро достичь рабочей температуры, а охлаждающей эффект радиатора не будет задействован.

По мере того, как температура в двигателе будет приближаться к рабочей отметке, поток охлаждающей жидкости начнет поступать в радиатор, оптимально охлаждая двигатель.

Для того, чтобы помочь воздуху, который охлаждает радиатор, активнее проходить через радиатор в то время, когда автомобиль движется на медленной скорости, движению воздуха помогает вентилятор, который приводится в действие электромотором или двигателя автомобиля.

Вся система охлаждения запирается сверху специальной крышкой, которая помогает поддерживать давление в системе охлаждения по мере нагревания жидкости. Температура кипения жидкости выше, когда она находится под давлением.

В случае, если охлаждающая жидкость достигает точки кипения, избыток ее сливается в накопительную емкость (расширительный бачок), где эта жидкость будет дожидаться того момента, пока двигатель не охладится в достаточной степени для того, чтобы снова перекачать ее обратно в систему охлаждения.

Система охлаждения также помогает подавать тепло в салон автомобиля в холодную погоду. Эту функцию выполняет небольшой радиатор, соединенный с системой охлаждения и расположенный внутри системы управления микроклиматом в автомобиле. Этот радиатор подогревает воздух, который подается внутрь автомобиля.

Охлаждающая жидкость или антифриз представляет из себя жидкость, незамерзающую при низкой температуре воздуха, на основе гликольно-водной смеси.

Некоторые антифризы имеют собственные имена, например, Тосол или Лена.

Чтобы охлаждающая жидкость не вызывала коррозию деталей системы охлаждения, в его состав добавляют специальные протикоррозионные (ингибиторы), антивспенивающие и стабилизирующие присадки.

Срок замены охлаждающей жидкости оговаривается или заводом-изготовителем автомобиля, или производителем самой охлаждающей жидкости. Но если она становится рыжего цвета (началась коррозия деталей) или в ней образуется желеобразная масса охлаждающую жидкость необходимо поменять.

Так как охлаждающую жидкость делают на основе водного раствора, вода из нее может испаряться. В этом случае в систему охлаждения можно доливать дистиллированную воду.

При эксплуатации автомобиля в тяжелых условиях в охлаждающая жидкость может закипеть, что может спровоцировать перегрев двигателя.

В таких условиях эксплуатации желательно применять охлаждающую жидкость с повышенной температурой кипения.

Система охлаждения двигателя ВАЗ 21081

Охлаждение двигателя. 1. Подводящая труба насоса; 2. Шланг отвода охлаждающей жидкости от впускной трубы на подогрев карбюратора; 3. Выпускной патрубок головки блока цилиндров; 4. Патрубок подвода жидкости в радиатор отопителя салона; 5. Шланг отвода жидкости с подогрева карбюратора и впускной трубы; 6. Термостат; 7.

Расширительный бачок; 8. Пробка расширительного бачка: 9. Отводящий шланг радиатора; 10. Шланг от расширительного бачка к радиатору; 11. Подводящий шланг радиатора; 12. Датчик температуры охлаждающей жидкости; 13. Головка блока цилиндров; 14. Электродвигатель; 15. Кожух электровентилятора; 16. Левый бачок радиатора; 17.

Крыльчатка электровентилятора; 18. Радиатор; 19. Корпус клапанов пробки расширительного бачка; 20. Выпускной клапан пробки; 21. Впускной клапан пробки; 22. Охлаждающие трубки радиатора; 23. Охлаждающие пластины радиатора; 24. Датчик включения и выключения электровентилятора; 25. Правый бачок радиатора; 26.

Сливная пробка радиатора; 27. Насос охлаждающей жидкости; 28. Зубчатый ремень газораспределительного механизма; 29. Упорное кольцо сальника; 30. Корпус насоса; 31. Стопорный винт; 32. Подшипник валика насоса; 33. Зубчатый шкив насоса; 34. Валик насоса; 35. Сальник; 36. Крыльчатка насоса; 37.

Патрубок подвода жидкости из радиатора отопителя салона; 38. Твердый термочувствительный наполнитель; 39. Резиновая вставка; 40. Поршень рабочего элемента; 41. Входной патрубок (от двигателя); 42. Корпус термостата; 43. Крышка термостата; 44. Входной патрубок (от радиатора); 45.

Патрубок термостата, соединенный с расширительным бачком; 46. Основной клапан термостата; 47. Патрубок термостата для подачи жидкости в насос; 48. Перепускной клапан термостата; 49. Держатель; 50. I. Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 51. II. Пробка расширительного бачка; 52. III. Насос охлаждающей жидкости; 53. IV.

Схема работы термостата; 54. А. Температура жидкости выше 102 С; 55. В. Температура жидкости от 87-С до 102С; 56. С. Температура жидкости ниже 87С.

Источник: http://yaneuch.ru/cat_106/diagnostirovanie-sistemy-ohlazhdeniya-avtomobilya/535310.3391561.page1.html

Система охлаждения автомобиля: устройство, диагностика, ремонт

Система охлаждения в автомобиле предназначена для поддержания в оптимальном состоянии теплового режима во время работы мотора с помощью метода регуляции тепла от деталей, которые больше всего нагреваются при этом.

Если не будет происходить процесс охлаждения двигателя, то в результате его перегрева произойдет падение мощности, при уменьшении КПД вырастет расход топлива. Также будет наблюдаться повышение износа деталей и автомобиль может быстро поломаться. Возможно также быстрое нагревание двигателя и его плохая работа.

В подобной ситуации стоит систему охлаждения авто как можно быстрее отремонтировать.

Диагностирование неисправностей

Для проведения устранения поломки системы охлаждения ее следует вначале определить, то есть диагностировать.

 Диагностика неисправностей охладительной системы автомобиля проводится с целью определения точной причины неисправности.

Обычно главных причин, которые приводят к очень быстрому нагреванию автомобильного двигателя, имеется не так уж и много, однако выявить их можно только с помощью хорошего специалиста. К главным причинам относятся:

  •  малое количество хладагента в системе;
  •  частые и длительные перегрузки двигателя;
  •  слабое натяжение на вентиляторе ремня, приводящее к недостаточному обдуву радиатора;
  •  наличие засора трубок или неисправности термостата;
  •  появление осадка в охладительной системе.

Следует понимать, что хотя процедура диагностики системы охлаждения автомобильного двигателя, кажется, на первый взгляд, довольно простой процедурой, однако на самом деле для ее проведения требуются хорошие знания, так как системы охлаждения современных авто нередко являются достаточно сложными и запутанными.

Охладительная система автомобильного двигателя

Проведение ремонта охладительной системы двигателя требует подготовительной работы и серьезных знаний, так как современное стандартное охлаждение сегодня представлено целым рядом важных подсистем и деталей, выявить у которых неисправность в отдельных случаях часто бывает довольно сложно. Обычно в состав стандартной охлаждающей системы входят:

  •  антифриз — охлаждающая жидкость или тосол, в летнее время – вода дистиллированная;
  •  рубашка охлаждения, располагающаяся вокруг цилиндров, заполненная жидкостью охлаждения;
  •  радиатор, охлаждающий в рубашке нагретую жидкость;
  •  насос жидкостный, обеспечивающий циркуляцию в системе охлаждения жидкости;
  •  патрубки, соединяющие воедино всю охладительную систему;
  •  термостат, регулирующий объем жидкости, которая проходит по радиатору;
  •  вентилятор, увеличивающий интенсивность процесса обдува радиатора;
  •  жалюзи, которые предназначены для поддержки в двигателе теплового режима.

А еще, как правило, у многих автомобилей имеется немало различных дополнительных систем, таких, например, как подогреватель предпусковой и иные.

Ремонт вентилятора и радиатора

Система охлаждения является большой и сложной системой, поэтому не удивительно, что со временем в ней происходят поломки, однако самыми страшными из них считаются поломки радиатора и вентилятора.

https://www.youtube.com/watch?v=12SUFpY_lAQ

В случае поломки вентилятора охладительной системы ее ремонт следует производить срочно, без него автомобиль сможет доехать только до ближайшей станции техобслуживания.

 Именно вентилятор считается главным элементом всей системы поддержки такого температурного режима, который позволяет двигателю работать нормально.

Поэтому в случае его поломки будет проще всего поломанный вентилятор заменить, поскольку он стоит не настолько дорого, что стоит заниматься его реставрацией.

В системе охлаждения радиатор является тем агрегатом, работа которого происходит в температурной и активной химической среде, что довольно часто приводит к выходу его из строя. При этом он покрывается трещинками, однако вопреки ошибочному заблуждению многих автолюбителей радиатор достаточно легко ремонтируется.

Прибегать к его замене приходится только в самых сложных случаях.

Если вы хотите максимально оттянуть время первого ремонта радиатора охладительной системы своего автомобиля, то следует хотя бы один раз в полтора года полностью заменять антифриз.

Если не проводить периодически такую процедуру, то из-за появления загрязнений в системе охлаждения вероятно появление множества неполадок и даже может лопнуть радиатор. Если будет происходить постоянное перегревание жидкости охлаждения, то двигатель не будет прогреваться на холостом ходу, а вентилятор будет постоянно включен.

Это приведет к износу, а также к частым поломкам охладительной системы двигателя, а в скором времени и силового агрегата.

Источник: http://cobaltpro.ru/sistema-ohlazhdeniya-avtomobilya-ustrojstvo-diagnostika-remont.html

Диагностирование системы охлаждения

Проверка герметичности системы охлаждения двигателя и состояния клапанов пробки радиатора. Эта проверка осуществляется с помощью приспособления мод. ДСО-2 (рис. 7.4). В корпусе при-

Рис. 7.4. Схема приспособления мод. ДСО-2 для проверки клапанов пробки расширительного бачка и герметичности системы охлаждения двигателя:

1 — Редуктор; 2 — Баллон; 3 — Кран; 4 — Манометр; 5 — Стакан; 6 — Рамка; 7 — зажим; 8 и 13 — двухходовые краны; 9 — Регулировочный винт; 10 — Индикатор; //и 12— Соответственно паровой и воздушный клапаны пробки; 14— Винтовой

Кран

Способления помещен поплавок, с помощью которого фиксируется момент срабатывания клапанов пробки расширительного бачка, отрегулированных на определенное давление. При закрытых кранах 3 И 13 Создается давление в воздушном баллоне. С помощью редуктора оно устанавливается на 0,15…0,16 МПа.

Снятую с горловины расширительного бачка пробку закрепляют на стакане 5. При перекрытии крана 8 Воздух подается в верхнюю полость стакана. Нижнюю полость стакана соединяют с индикатором 10 С помощью крана 8.

Давление, действующее на паровой клапан 11, Фиксируется манометром 4 В момент поднятия поплавка в индикаторе.

Затем соединяют индикатор с нижней полостью стакана, а воздух подают из воздушного баллона 2 В верхнюю полость и фиксируют давление, при котором открывается воздушный клапан 12 Пробки.

Для проверки герметичности системы охлаждения приспособлением мод. ДСО-2 необходимо на горловину расширительного бачка вмес-

Рис. 7.5. Приспособление для проверки герметичности системы охлаждения: 1 — Манометр; 2 — Штуцер; 3 — Пробка

То пробки установить насадку приспособления, соединенную с краном 3. При закрытых кранах 3 И 13 Редуктором создают давление 0,6…0,7 МПа и открывают кран 3. По секундомеру и манометру следят за изменением давления в системе охлаждения.

Одновременно с проверкой герметичности системы можно проверить на работающем двигателе и состояние прокладки головки цилиндров.

Для этой проверки устанавливают минимальную частоту вращения коленчатого вала и наблюдают за показаниями манометра.

Колебание стрелки манометра свидетельствует о поступлении газов из цилиндров в систему охлаждения, т. е. о повреждении прокладки или самой головки цилиндров.

Проверку герметичности системы охлаждения можно также произвести с помощью специального приспособления, показанного на рис. 7.5, состоящего из пробки 3, Манометра 1 И штуцера 2 для Подсоединения ручного насоса.

Приспособление устанавливается на горловине расширительного бачка. Давление внутри системы создается ручным насосом и контролируется по манометру. Давление опрессовки 0,065 МПа. При обнаружении течи жидкости ее устраняют и повторно проверяют герметичность.

Если давление в системе падает очень медленно, то считают, что выявленная негерметичность устранена.

Читайте также:  Диагностика двигателя по свечам зажигания

Проверка натяжения ремня привода вентилятора и генератора. Натяжение ремня привода вентилятора и генератора проверяют с помощью приспособления мод. КИ-8920 (рис. 7.6).

Устройство действует по принципу зависимости линейной величины прогиба ремня от угла прогиба при заданном усилии.

Сектор /2 устройства, оснащенный шкалой для определения прогиба ремня, отделен от сектора 9 Текстолитовой шайбой,

Рис. 7.6. Приспособление мод. КИ-8920 для проверки натяжения ремней:

1 — ползун; 2 — Корпус; 3 — Упор пружины; 4 — Винт; 5 — направляющая; 6 — Фиксирующий винт; 7 — Пружина; 8 — Шток; 9 и 12 — Секторы; 10 — Установочная скоба; /1 — ось винта

А от штока 8 — пружиной 7, которая фиксирует положение секторов после измерения прогиба ремня. С другой стороны штока укреплена винтами установочная скоба 10.

Для проверки натяжения ремня необходимо установить упорный конец штока 8 Посередине и перпендикулярно одной из ветвей проверяемого ремня так, чтобы усилие от установочной скобы 10 Передавалось на боковую поверхность ремня. Под действием приложенной от руки нагрузки шток, преодолевая сопротивление пружины 7, переместится на расстояние, прямо пропорциональное приложенному усилию. Перемещение штока передается ползуну 1.

При снятии нагрузки шток под действием пружины возвращается в исходное положение, а ползун, по которому ведется отсчет показаний, остается в положении, соответствующем конечному значению приложенной силы. Значение приложенной нагрузки определяют по показаниям шкалы.

Ползун фиксируется пружинным кольцом. При перемещении винта 6 По направляющей ползун возвращается в исходное положение. Для регулирования пружины в процессе эксплуатации устройства предусмотрен винт 4, Изменяющий ее длину.

При измерении секторы под действием прогибающегося ремня повернутся на некоторый угол, пропорциональный прогибу. Показания от-считываются по одной из шкал сектора в зависимости от значения межосевого расстояния между шкивами.

Секторы фиксируются пружиной в положении, соответствующем конечному значению прогиба ремня.

Источник: http://my-miks.ru/slesarka/diagnostirovanie-sistemy-oxlazhdeniya.php

Неисправности и ремонт системы охлаждения двигателя



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса – ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший “Салат из свеклы с чесноком”

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека – Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков – Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) – В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное

Образовательное учреждение

«Автодорожный колледж»

ПИСЬМЕННАЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему Техническое обслуживание и ремонт системы охлаждения двигателя ВАЗ 2170.

обучающегося Татарова Дениса Ивановича

Профессия НПО: 190631.01 «Автомеханик»

Профессия ОКПР: 18511 Слесарь по ремонту автомобилей

Оператор заправочных станций

Группы № 158

Курс обучения: первый

Преподаватель: Черненко Владимир Александрович

Мастер п/о: Коровина Валентина Степановна

Оценка_____________________________________________

Рецензия_____________________________________________

________________________________________________

Санкт-Петербург

2016 год

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное

Образовательное учреждение

«Автодорожный колледж»

«УТВЕРЖДАЮ»

Зам. директора по УПР ________________

Председатель МК ________________

«____»___________2015 г.

ЗАДАНИЕ НА ПИСЬМЕННУЮ ЭКЗАМЕНАЦИОННУЮ РАБОТУ

Профессия НПО: 190631.01 «Автомеханик»

Профессия ОКПР: 18511 Слесарь по ремонту автомобилей

Оператор заправочных станций

Группа обучения № 158

Курс обучения: первый

Ф.И.О. обучающегося Татаров Денис Иванович

ТЕМА ПИСЬМЕННОЙ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ:

Техническое обслуживание и ремонт системы охлаждения двигателя ВАЗ 2170.

Источник: https://megapredmet.ru/1-79651.html

Методы диагностирования

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Субъективные методы
  2. Объективные методы

Методы диагностирования автотранспортных средств подразделяются на субъективные и объективные.

В основе субъективных методов лежат способы определения технического состояния автомобиля по выходным параметрам динамических процессов.

Однако получение, анализ информации, а также принятие решения о техническом состоянии производятся с помощью органов чувств человека, что, естественно, имеет достаточно высокую погрешность.

Субъективные методы

Наибольшее распространение получили следующие субъективные методы:

  • визуальный
  • прослушивание работы механизма
  • ощупывание механизма
  • заключение о техническом состоянии на основании логического мышления

Визуальный метод дает возможность обнаружить, например, следующие неисправности:

  • нарушение уплотнений, трещины, дефекты трубопроводов, соединительных шлангов и т.п. — по течи топлива, масла, экс­плуатационных жидкостей
  • неполное сгорание топлива — по дымлению из выхлопной трубы
  • подтекание форсунок — по повышению уровня масла в под­доне картера двигателя и т.д.

Прослушивание работы механизма позволяет обнаружить следующие неисправности:

  • увеличенный зазор между клапанами и коромыслами ме­ханизма газораспределения — по стукам в зоне клапанного ме­ханизма
  • повышенный износ шатунных и коренных подшипников — по стукам в соответствующих зонах кривошипно-шатунного ме­ханизма при изменении частоты вращения коленчатого вала
  • чрезмерное опережение или запаздывание впрыска топли­ва — по характеру звука выхлопа (при раннем впрыске — «жесткая работа», при позднем — «мягкая»)
  • неисправности сцепления автомобиля — по шуму и стукам при переключении передачи и др.

Методом ощупывания механизма можно определить такие неисправности:

  • ослабление креплений — по относительному перемещению деталей
  • неисправности отдельных трущихся механизмов и деталей — по чрезмерному их нагреву
  • неисправности рулевого механизма — по толчкам на руле­вом колесе и др.

На основании логического мышления можно сделать заклю­чение о следующих неисправностях:

  • топливной аппаратуры — затруднен пуск двигателя
  • системы охлаждения — двигатель перегревается и др.

Объективные методы

Объективные методы основываются на измерении и анализе информации о действительном техническом состоянии элементов автомобиля с помощью контрольно-диагностических средств и путем принятия решения по специально разработанным алгоритмам диагностирования.

Применение тех или иных методов существенно зависит от целей, которые решаются в процессе технической подготовки автомобилей.

Однако в связи с усложнением конструкции автомобиля, повышенными требованиями к эксплуатационным качествам, интенсивностью использования объективные методы диагностирования находят все большее применение.

Методы диагностирования автомобилей, их агрегатов и узлов характеризуются способом измерения и физической сущностью диагностических параметров, наиболее приемлемых для исполь­зования в зависимости от задачи диагностирования и глубины постановки диагноза.

В настоящее время принято выделять три основные группы методов, классифицированных по виду диагностических параметров.

Методы I группы базируются в основном на имитации скоростных и нагрузочных режимов работы автомобиля и определении при заданных условиях выходных параметров.

Для этих целей используются стенды с беговыми барабанами или параметры определяются непосредственно в процессе работы автомобиля на линии.

Методы диагностирования по параметрам экс­плуатационных свойств дают общую информацию о техническом состоянии автомобиля. Они позволяют оценить основные экс­плуатационные качества автомобиля:

  • тормозные
  • мощностные
  • топливную экономичность
  • устойчивость и управляемость
  • на­дежность
  • удобство пользования
  • и т.д.

Методы II группы базируются на объективной оценке гео­метрических параметров в статике и основаны на измерении значения этих параметров или зазоров, определяющих взаим­ное расположение деталей и механизмов.

Проводят такое диаг­ностирование в случае, когда измерить эти параметры можно без разборки сопряжений трущихся деталей.

Структурными па­раметрами могут быть зазоры в подшипниковых узлах, клапан­ном механизме, кривошипно-шатунной и поршневой группах двигателя, шкворневом соединении колесного узла, рулевом управлении, углы установки передних колес и др.

Диагностиро­вание по структурным параметрам производится с помощью из­мерительных инструментов: щупов, линеек, штангенциркулей, нутромеров, индикаторов часового типа, отвесов, а также спе­циальных устройств. Преимущество методов этой группы — возможность постановки точных диагнозов, простота средств измерения, а недостатки — большая трудоемкость, малая тех­нологичность.

К III группе относятся методы, оценивающие параметры сопутствующих процессов. Например, герметичность рабочих объемов оценивается при обнаружении и количественной оцен­ке утечек газов или жидкостей из рабочих объемов, узлов и аг­регатов автомобиля. К таким рабочим объемам можно отнести:

  • камеру сгорания
  • герметичность которой зависит от состояния цилиндропоршневой группы и клапанов газораспределения
  • систему охлаждения
  • систему питания двигателя
  • шины
  • гид­равлические и пневматические приборы и механизмы

По интенсивности тепловыделения можно оценить работу трения сопряженных поверхностей деталей, качество процессов сгорания (например, по температуре отработавших газов), однако такие методы пока не нашли широкого применения.

При создании средств технического диагностирования транс­портных средств широко используются также методы, оценивающие состояние узлов и систем по параметрам колебательных процессов. Их можно разделить на три подвида:

  1. методы, оценивающие колебания напряжения в электри­ческих цепях
  2. методы, оценивающие параметры виброакустических сиг­налов (получаемых при работе зубчатых зацеплений, клапанных механизмов, подшипников и т.д.)
  3. методы, оценивающие пульсацию давления в трубопрово­дах (на основе этого принципа работают дизель-тестеры для ди­агностирования дизельной топливной аппаратуры)

Методы, с помощью которых оцениваются колебания напряжения в электрических цепях, используются для диагностирова­ния системы зажигания двигателя по характерным осциллограм­мам напряжений в первичной и вторичной цепях.

Осциллографом отображаются процессы, протекающие в первичной и вторичной цепях системы зажигания за время между последовательными искровыми разрядами в цилиндрах, для визуального исследова­ния. Участки осциллограмм содержат информацию о состоянии системы зажигания.

По осциллограмме первичного напряжения непосредственно измеряют угол замкнутого состояния контактов. По напряжению искрового разряда осциллограммы вторичного напряжения определяют состояние зазора свечи.

Сравнивая полученные осциллограммы с эталонными, выявляют характерные неисправности проверяемой системы зажигания.

Виброакустические методы используются для измерения низко- и высокочастотных колебаний систем и элементов транс­портных средств.

Одним из таких методов является диагностирование по перио­дически повторяющимся рабочим процессам или циклам. Суть данного метода заключается в следующем.

Рабочие процессы впуска, сжатия, сгорания и выпуска, изменение давления в топливных трубопроводах высокого давления, колебательные процессы в системе зажигания и другие часто повторяются.

Так как закономерности изменения параметров рабочих процессов во всех периодах идентичны, то для диагностирования достаточно изучить параметры одного цикла. Для этого с помощью специальных преобразователей параметры одного цикла задерживают, разворачивают во времени и выводят на регистрирующий или пока­зывающий прибор.

Определенное место занимают методы, оценивающие по фи­зико-химическому составу отработавших эксплуатационных ма­териалов состояние узлов и агрегатов и отклонения от их нормального функционирования, например анализ отработанного масла, анализ отработавших газов и т.п.

Диагностирование по составу масла производится путем анализа его проб, взятых из картера двигателя с целью определения количественного содержания продуктов износа деталей, а также наличия загрязнений и примесей.

Концентрации железа, алюминия, кремния, хрома, меди, свинца, олова и других элементов в масле позволяют судить о скорости изнашивания деталей. По изменению концентрации железа в масле можно судить о скорости изнашивания гильзы цилиндров, шеек коленчатого вала, поршневых колец.

По изменению концентрации алюминия судят о скорости изнашивания поршней и других деталей. Содержание почвенной пыли харак­теризует состояние воздушных фильтров и герметичность тракта подачи воздуха в цилиндр двигателя.

Источник: https://ustroistvo-avtomobilya.ru/diagnostirovanie/metody-diagnostirovaniya/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector